Проект правил осуществления рекламы подконтрольной государственному санитарно-эпидемиологическому контролю и надзору продукции (товаров), подлежащей государственной регистрации, разработало министерство здравоохранения. Документ опубликован на портале «Открытые НПА» , передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Проект правил определяет порядок осуществления рекламы подконтрольной государственному санитарно-эпидемиологическому контролю и надзору продукции, подлежащей государственной регистрации, в Республике Казахстан, а также особенности осуществления рекламы отдельных товаров.
Эти правила распространяются на осуществление рекламы следующей продукции:
- пищевая продукция для детского питания, в том числе вода питьевая для детского питания;
- пищевая продукция для диетического лечебного и диетического профилактического питания;
- лечебно-столовые и лечебные природные минеральные воды;
- пищевая продукция для питания спортсменов, беременных и кормящих женщин;
- биологически активные добавки к пище (БАД);
- парфюмерно-косметическая продукция для искусственного загара;
- парфюмерно-косметическая продукция для отбеливания (осветления) кожи;
- косметика для татуажа;
- интимная косметика;
- парфюмерно-косметическая продукция индивидуальной защиты кожи от воздействия вредных производственных факторов;
- детская косметика;
- парфюмерно-косметическая продукция для химического окрашивания, осветления и мелирования волос;
- парфюмерно-косметическая продукция для химической завивки и распрямления волос;
- парфюмерно-косметическая продукция, произведенная с использованием наноматериалов;
- парфюмерно-косметическая продукция для депиляции;
- пилинги;
- фторсодержащие средства гигиены полости рта, массовая доля фторидов в которых превышает 0,15% (для жидких средств гигиены полости рта - 0,05%) (в пересчете на молярную массу фтора);
- средства для отбеливания зубов, содержащие перекись водорода или другие компоненты, выделяющие перекись водорода, включая перекись карбамида и перекись цинка, с концентрацией перекиси водорода (в качестве ингредиента или выделяемой) 0,1% - 6,0%;
- дезинфицирующие, дезинсекционные и дератизационные средства (для применения в быту, в лечебно-профилактических учреждениях и на других объектах (кроме применяемых в ветеринарии и репеллентных средств, относящихся к средствам индивидуальной защиты дерматологическим от воздействия биологических факторов (насекомых), используемым в условиях промышленного производства));
- продукция (товары) бытовой химии, лакокрасочные материалы;
- потенциально опасные химические и биологические вещества и изготавливаемые на их основе препараты, представляющие потенциальную опасность для человека (кроме лекарственных средств и пестицидов), индивидуальные вещества (соединения) природного или искусственного происхождения, способные в условиях производства, применения, транспортировки, переработки, а также в бытовых условиях оказывать неблагоприятное воздействие на здоровье человека и окружающую природную среду;
- материалы, оборудование, устройства и другие технические средства водоподготовки, предназначенные для использования в системах хозяйственно-питьевого водоснабжения;
- предметы личной гигиены для взрослых;
- изделия, предназначенные для контакта с пищевыми продуктами (кроме посуды, столовых принадлежностей, технологического оборудования и упаковки (укупорочных средств));
- соски молочные, соски-пустышки из латекса, резины или силиконовые;
- изделия санитарно-гигиенические разового использования (многослойные изделия, содержащие влагопоглощающие материалы (подгузники, трусы и пеленки), а также гигиенические ватные палочки (для носа и ушей) и другие аналогичные изделия для ухода за детьми);
- посуда и столовые приборы (чашки, блюдца, поильники, тарелки, миски, ложки, вилки, ножи, бутылочки и другие аналогичные изделия детские для пищевых продуктов) из пластмассы, стекла, металла, посуда керамическая (фаянсовая, стеклокерамическая, гончарная и майоликовая), посуда одноразовая (из бумаги, картона и пластмассы) для детей до 3 лет;
- щетки зубные, щетки зубные электрические с питанием от химических источников тока, массажеры для десен и другие аналогичные изделия;
- изделия 1-го слоя бельевые (нательные и купальные) трикотажные и из текстильных материалов для детей до 3 лет;
- изделия чулочно-носочные трикотажные 1-го слоя для детей до 3 лет;
- головные уборы (летние) 1-го слоя трикотажные и из текстильных материалов для детей до 3 лет;
- иная продукция (товар), в отношении которой техническими регламентами и (или) единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям Евразийского экономического союза оценка соответствия установлена в форме регистрации (государственной регистрации).
Как указывается, реклама продукции или товара должна соответствовать следующим требованиям:
- реклама на территории Республики Казахстан (за исключением периодических печатных изданий, интернет-ресурсов, информационных агентств) распространяется на казахском языке, а по усмотрению рекламодателя также на русском и (или) других языках;
- текстовая реклама должна легко читаться, печататься четким и разборчивым шрифтом; аудиореклама должна размещаться с понятным и четким аудиосопровождением;
- являться достоверной и распознаваемой (без применения специальных знаний или применения специальных средств);
- не вводить потребителей в заблуждение посредством злоупотребления их доверием, в том числе в отношении характеристик, состава, потребительских свойств, стоимости (цены), предполагаемых результатов применения, результатов исследований и испытаний;
- содержать торговое наименование продукции (товара) и название производителя;
- назначение продукции (товара), если это не следует из наименования продукции (товара);
- содержать сведения о категории лиц, для которых они предназначены, если таковые указаны производителем;
- указание о необходимости ознакомления с основными показаниями, противопоказаниями к применению и побочными действиями (при их наличии);
- содержит информацию о наличии государственной регистрации в Республике Казахстан;
- видеореклама должна размещаться с понятным и четким звуковым и видеосопровождением.
При этом предлагается также ввести следующие запреты:
- реклама продукции (товаров), производство и (или) реализация которых запрещены законодательством Республики Казахстан;
- реклама продукции (товаров), не имеющей свидетельства о государственной регистрации;
- ссылки в рекламе на рекомендации должностных лиц государственных органов, которые вследствие собственной известности могут поощрять применение и (или) назначение продукции (товаров).
Стоит отметить, отдельным пунктом выведены правила относительно рекламы БАДов. Она должна содержать следующую информацию:
- сведения об активных компонентах входящих в состав;
- основные показания к применению;
- способ применения и дозы;
- основные побочные действия;
- основные противопоказания;
- особые указания в отношении детей, беременных женщин, а также в период кормления грудью;
- условия отпуска;
- наглядную и понятную рекомендацию к применению;
- название, адрес производителя и лица уполномоченного производителем на принятие претензий в Республике Казахстан.
- запрещается представлять БАД в рекламе как уникальные, наиболее безопасные и эффективные, а таже сравнение БАД с лекарственными средствами и (или) обладанием лечебными свойствами.
- реклама БАД в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о том, что объект рекламирования не является лекарственным средством, а также не должна содержать ссылки на рекомендации ученых, специалистов здравоохранения, которые вследствие собственной известности могут поощрять применение и (или) назначение специализированной пищевой продукции.
- распространение и размещение рекламы БАД в общественном транспорте, организациях, не имеющих отношения к их назначению, использованию и отпуску запрещается.
Напомним, ранее сообщалось, что свыше 4 тыс. профилей в соцсетях казахстанцам продавали БАДы без государственной регистрации. Некоторые реализуемые добавки содержали психоактивные вещества.
Более того, БАДы рекламируются с позиционированием сведений об обладании лечебными свойствами, хотя они не являются лекарственными средствами, а относятся к пищевой продукции.
При взаимодействии с уполномоченным органом в области информации проводится работа по блокированию незаконной рекламы в интернет-ресурсах. Были удалены 23 профильных страницы компании Meta Platforms, приняты меры в отношении более 1800 нарушителей.
По результатам мониторинга 1291 (71%) распространитель прекратил рекламирование БАДов в социальных сетях.
Как сообщили в Комитете санитарно-эпидемиологического контроля, БАДы относятся к специализированной пищевой продукции. Документом, подтверждающим ее безопасность и качество, является свидетельство о государственной регистрации (СГР), которое выдается органами здравоохранения на основании протоколов исследований и экспертных заключений научно-исследовательских организаций Республики Казахстан и государств-членов Евразийского экономического союза.
С перечнем зарегистрированных БАДов можно ознакомиться в Едином реестре свидетельств о государственной регистрации на официальном сайте https://nsi.eaeunion.org/portal/1995?date=2024-01-19 Евразийской экономической комиссии.
Территориальными подразделениями Комитета с 2023 года регулярно проводится санитарно-эпидемиологический мониторинг интернет-магазинов, социальных сетей (Facebook, YouTube, Instagram, WhatsApp, TikTok и др.) и средств массовой информации за рекламой и продажей БАДов.
Так, проверено более 13 тыс. рекламораспространителей, из них в более 4 тыс. профилях установлены факты реализации БАДов без СГР посредством онлайн-торговли.
Тем самым нарушители рекламы продавали потенциально опасные БАДы, имеющие в составе психоактивные вещества (препараты для похудения), с нарушением норм суточного потребления (БАДы с витамином Д, Са, Е), изготовленные кустарным способом (не установлен изготовитель БАДов).
Читайте также
Некоторые реализуемые добавки содержали психоактивные вещества