USD
523.86₸
EUR
544.34₸
RUB
5.11₸
BRENT
72.98$
BTC
96686.60$
-392.900

Снижение цены на нефть может обусловить рост госдолга и целевых трансфертов

Впервые за два года наблюдается сокращение нефтяных доходов, отметили в АФК

Share
Share
Share
Tweet
Share
Снижение цены на нефть может обусловить рост госдолга и целевых трансфертов - Kapital.kz

В Аналитическом центре Ассоциации финансистов Казахстана (АФК) представили обзор консолидированного бюджета РК за первое полугодие 2023 года.

Ключевые тенденции периода

· За январь-июнь 2023 года было собрано 11,6 трлн тенге налогов, что на 13% превышает показатель за аналогичный период прошлого года.

· Налоговые поступления в республиканский и местные бюджеты показали умеренный рост (26% и 25%, соответственно) в связи с перевыполнением плана по НДС, поступающему в РБ, и ИПН, КПН, социальному налогу, налогам на имущество, поступающим в местные бюджеты.

· Впервые за два года наблюдается сокращение нефтяных доходов: на фоне неисполнения плана поступлений по КПН и НДПИ налоговые поступления в Нацфонд снизились на 16% по сравнению с показателем первого полугодия 2022 года.

· В то же время объем трансфертов из Нацфонда в республиканский бюджет составил 2,1 трлн тенге (53% от объема на 2023 год). Таким образом, с учетом поступлений валютные активы Нацфонда на 1 июля текущего года составили 59,8 млрд долларов (целевой индикатор – 100 млрд к 2029 году).

· За первое полугодие текущего года исполнение годового плана по налоговым сборам составило 45% против показателя в аналогичном периоде прошлого года в 57%.

· Затраты КБ выросли на 29% или 2,5 трлн тенге – до 11,4 трлн тенге, 58% от которых составили расходы на образование (2,9 трлн тенге), соцобеспечение (2,6 трлн тенге) и обслуживание долга (1,1 трлн тенге).

· Для финансирования углубившегося дефицита бюджета (1,1 трлн тенге) и погашения займов (1,1 трлн тенге) было привлечено 3,8 трлн тенге заемных средств (годовой план исполнен на 68%).

· Объем долговых обязательств Правительства РК по состоянию на 1 июля 2023 года может увеличиться до 25,4 трлн тенге (+16% с начала года), способствуя дальнейшему росту расходов на их погашение и обслуживание.

· Отметим, что несмотря на добровольное продление Казахстаном сокращения добычи на 78 тыс. б/с до 2024 года и более низкие цены на нефть, в актуальном ПСЭР заложен профицит КБ в 2024-2026 гг. в диапазоне 0,7-1,5 трлн тенге.

Снижение цены на нефть может обусловить рост госдолга и целевых трансфертов  2288700 - Kapital.kz
Снижение цены на нефть может обусловить рост госдолга и целевых трансфертов  2288701 - Kapital.kz
Снижение цены на нефть может обусловить рост госдолга и целевых трансфертов  2288702 - Kapital.kz

Резюме

В первом полугодии текущего года замедление темпов роста налоговых поступлений в КБ продолжилось: +13% против +77% годом ранее. Основной причиной остается высокая база прошлого года, связанная с более высокими ценами на нефть (средняя цена в 1 п. 2022 г. – 105 долл/барр, в 1 п. 2023 г. – 80 долл/барр).

Между тем нефтяные котировки могут показывать существенную волатильность во втором полугодии 2023 года на фоне неопределенности развития американской экономики, восстановления деловой активности в КНР, а также действий ОПЕК+.

В совокупности с крепким тенге (в ПСЭР – 470,33 тенге за доллар против тек. 445,65) потенциальное снижение цены на нефть может негативно отразиться на поступлениях в КБ (в ПСЭР - 27,5 трлн тенге в 2023 году, 29,2 трлн тенге в 2024 году).

В то же время расходы КБ будут продолжать устойчиво расти за счет одновременно реализуемых в стране концепций и программ развития секторов экономики и повышения благосостояния граждан.

В 2023–2024 годах продолжат действовать концепции и планы по развитию нефтегазовых и нефтегазохимических проектов, газовой отрасли, АПК, обрабатывающей промышленности, туристской отрасли, предпринимательства, высшего образования и науки и пр.

В то же время, учитывая ограничение гарантированного трансферта из Нацфонда «ценой отсечения» в объеме 2 трлн тенге в 2024–2026 годах (2,2 трлн тенге в 2023 году), с большой вероятностью может потребоваться дальнейшее увеличение госзаимствования, а также увеличение целевых трансфертов, выделяемых по решению главы государства на «развитие критической инфраструктуры и реализацию проектов общестранового значения».

В совокупности эти факторы могут негативно повлиять на устойчивость госфинансов и, как следствие, на кредитные рейтинги страны. Напомним, что в оценках международных рейтинговых агентств и МВФ ключевыми факторами являются «сильная фискальная позиция и значительные внешние резервы».

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.