USD
474.83₸
EUR
515.38₸
RUB
5.50₸
BRENT
79.24$
+0.080
BTC
66937.00$
-1071.800

Перспективы ГЧП

Почему важно использовать такой механизм в инфраструктурных проектах

Share
Share
Share
Tweet
Share
Фото: Руслан Пряников

Фото: Руслан Пряников

16 июня 2023 года открыли Большую алматинскую кольцевую автодорогу (БАКАД). Это первый международный государственно-частный проект (ГЧП) в Центральной Азии. В стране реализуются и другие проекты по ГЧП, не такие масштабные, но не менее значимые. По данным на 1 мая 2023 года заключено 1085 договоров на общую стоимость 2,1 трлн тенге. На этапе планирования находится еще 152 проекта на 450 млрд тенге.

«Но учитывая потребности государства, а также цели и задачи, которые мы ставим перед собой, требуется в десятки раз больше инвестиций. Статистика заключенных договоров показывает, что 90% из них в количественном отношении приходится на три основные отрасли: образование, здравоохранение, энергетика и ЖКХ. Тем не менее, если смотреть в стоимостном выражении, 40% приходится на транспорт и энергетику», - сказал ранее управляющий директор АО «Казахстанский центр государственно-частного партнерства» Айдос Кобетов.

В обзоре Азиатского банка развития (АБР) говорится, что Правительство Казахстана рассматривает ГЧП как важный источник финансирования инфраструктуры и предоставления услуг.

«В последние десятилетия было приложено много усилий для развития ГЧП путем постоянного совершенствования правовых механизмов ГЧП, развития институциональной структуры и разработки пилотных проектов. Концепция государственно-частного партнерства как метода закупок не использовалась в Казахстане до 2006 года. Когда парламент принял Закон о концессиях, определяющий понятие ГЧП, это ознаменовало рождение правовых и институциональных рамок для его поддержки. В 2015 году был принят еще один Закон о ГЧП. Правительство также создало ряд институтов для поддержки развития ГЧП», - отмечают авторы обзора.

Эксперты пишут, что основной опыт Казахстана в реализации проектов ГЧП связан с транспортом, информационнокоммуникационными технологиями (ИКТ) и государственными услугами. Вместе с тем, указывают и не некоторые недостатки, устранение которых позволит условиям ГЧП Казахстана стать ведущими стандартами в Центральной Азии. В числе недостатков названа нормативно-правовая база. Этот вопрос сейчас решается в стране, вносятся поправки в законодательство.

Эксперты Евразийского банка развития (ЕАБР) отмечают другой аспект ГЧП – это трансграничное государственно-частное партнерство (ТГЧП). Реализация трансграничных инфраструктурных проектов требует участия нескольких стран, значительного объема частных инвестиций и координации большого круга участников. Поэтому в ЕАБР говорят, что отводят особое место разработке руководящих принципов для трансграничных ГЧП.

В ЕАБР подчеркивают, что трансграничные проекты важны для государств Центральной Азии и Южного Кавказа, учитывая географическое положение, протяженность границ, структуру экономических и транспортных связей. Также указывают, что помимо транспортных проектов, региону актуальными могут быть проекты строительства железной дороги Китай — Кыргызстан — Узбекистан, Камбаратинской ГЭС-1, альтернативной автомобильной дороги Алматы — Иссык-Куль и так далее.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.