USD
524.66₸
+2.170
EUR
550.21₸
+2.330
RUB
5.09₸
+0.030
BRENT
73.59$
-0.010
BTC
104536.00$
-1451.000

Почему важно развивать машиностроение в РК

Проекты отрасли получают финансовую поддержку через холдинг «Байтерек»

Share
Share
Share
Tweet
Share
Почему важно развивать машиностроение в РК - Kapital.kz

По данным АО «НУХ «Байтерек», автомобилестроение стало одним из лидеров роста машиностроительной отрасли. Почему государство поддерживает эту отрасль, какие проекты финансируются и какой эффект должно получить государство. Об этом рассказал управляющий директор АО «НУХ «Байтерек» Ержан Елекеев.

- Государство определило автомобилестроение как приоритетную отрасль. Ержан Иракович, в чем важность отрасли?

- Государство уделяет внимание не только автомобилестроению, но и в целом всей машиностроительной отрасли. Она шире и включает в себя в том числе и автомобилестроение. Нужно признать, что на сегодняшний день оно является одним из лидеров роста внутри машиностроительной отрасли.

- Благодаря чему это произошло?

- Я считаю, что в первую очередь благодаря тому, что в нашей стране есть крупные казахстанские предприниматели, которые поверили в автопром и рискнули инвестировать значительные средства в этот сложный и технологический бизнес. Без их оптимизма и твердой веры мы не добились бы таких результатов.

С другой стороны, государство поддержало инициативу казахстанского бизнеса, создав необходимые условия. Было выделено государственное финансирование, автопроизводители частично освобождены от налогов и платежей. Так поступают многие страны, которые хотят поддержать различные секторы экономики на ранних стадиях развития.

- Почему важно поддерживать автомобилестроение?

- Автомобилестроение – это технологически сложная индустрия, в которую вовлечено много людей. Анализ показывает, что одно рабочее место в автопроме создает десять рабочих мест в смежных отраслях. Таким образом, государство обеспечивает стабильной работой наших граждан.

Казахстанский автопром имеет относительно молодую, но бурную историю развития. Около 20 лет назад общее производство автомобилей в нашей стране не превышало 3 тыс. машин в год. По итогам 2022 года общее производство автомобилей превысило 113 тыс. За 20 лет производство автомобилей выросло в 37 раз! 

Все мы понимаем, чтобы отрасль встала крепко на «ноги», требуются различные меры поддержки, особенно на этапе ее зарождения. И государство, четко понимая свою роль, оказывало и продолжает поддерживать отрасль как финансовыми, так и нефинансовыми инструментами. К примеру, через АО «НУХ «Байтерек» финансируются крупные заводы по производству автомобилей.

И несмотря на текущий прогресс, нас он останавливать не должен. Многое еще предстоит сделать. Так, например, мы добились количественных показателей, и сегодня нам необходимо усилить качественные. Нужно понимать, что в любой стране любая индустрия, и автомобилестроение не является исключением, имеет свои этапы развития.

В самом начале наш выпуск автомобилей производился методом крупноузловой сборки (Semi Knocked Down), то есть на наши заводы привозили полностью готовые к сборке комплектующие.

Сейчас крупные автопроизводители активно осваивают мелкоузловую сборку (Сomplete knock-down). Это более технологически сложный процесс, когда на заводах производят сварку, окраску, а сама сборка состоит из сотни деталей.

К примеру, АО «НУХ «Байтерек» финансирует строительство завода Astana-Motors по производству трех самых именитых китайских брендов: Changan, Chery и Haval с производственной мощностью более 90 тыс. авто в год. Данный завод будет производить автомобили методом мелкоузловой сборки. Таких проектов на рассмотрении у нас несколько.

Таким образом, мы видим, что в ближайшие три-пять лет объем производства казахстанских автомобилей может вырасти еще в четыре раза и превысить 400 тыс. автомобилей в год. И более половины будет выпускаться методом мелкоузловой сборки.

- Проводился ли анализ, востребовано ли такое количество автомобилей на нашем внутреннем рынке?  

- Государству важно не только обеспечить внутренний рынок, но и диверсифицировать экономику. Все мы видим, что сейчас мы сильно зависим от мировых цен на нефть и газ. Наша задача – сделать так, чтобы в структуре экономики преобладали высокотехнологичные отрасли.

Последние геополитические события открыли «окно» возможностей нашему автопрому, и этим обязательно нужно воспользоваться. Наша республика способна экспортировать автомобили в соседние страны.  

- Задействован ли в этом процессе малый и средний бизнес?

- Государство осознает важность участия МСБ в автомобилестроении. Давайте подробнее разберем этот вопрос.

Критическая отметка 100 тыс. автомобилей в год дает нам возможность наладить производство автокомпонентов в Казахстане. Наши крупные автопроизводители ведут переговоры с казахстанскими предприятиями о возможностях их производства в нашей стране.

В Алматы и Костанае рядом с автопроизводителями местные исполнительные органы выделили земельные участки. Они проводят необходимые инженерные сети, чтобы вокруг них образовался кластер с вовлечением представителей малого и среднего предпринимательства. АО «НУХ «Байтерек» финансово поддержит МСБ в этом вопросе.

Таким образом, в ближайшие два-три года десятки и сотни мелких и средних предпринимателей начнут производить различные детали и компоненты, внося свой вклад в развитие казахстанского автопрома.

Это лишь первый этап развития. Я верю, что последовательно, шаг за шагом, мы придем к тому, что наше автомобилестроение будет играть ведущую роль в экономике страны. Сотни тысяч людей будут задействованы в этом процессе.

- Спасибо за интервью.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.