USD
443.37₸
+1.320
EUR
474.49₸
+0.350
RUB
4.83₸
+0.090
BRENT
83.94$
+0.230
BTC
59113.70$
-275.500

Качественная инфраструктура критически важна для международной торговли и экономического роста

Заместитель генерального директора АО «Центр развития торговой политики «QazTrade» Нурлан Кулбатыров о перспективах развития Транскаспийского международного транспортного маршрута

Share
Share
Share
Tweet
Share
Качественная инфраструктура критически важна для международной торговли и экономического роста - Kapital.kz

Последние годы были сложными для всех участников международной торговли, включая страны Центральной Азии. Реальность, с которой столкнулись игроки после глобальных изменений, диктует новые правила торговли на мировом рынке. Сбои в логистике, рост цен на грузоперевозки сократили торговые потоки и транзит товаров.

Важным драйвером увеличения товарных потоков является развитая транспортно-логистическая инфраструктура и сервисы, включая международные транспортные коридоры, способные обеспечить устойчивый экспорт и капитализировать транзитный потенциал.

Казахстан успешно развивает транзитные коридоры из Китая в Европу, включая направления в страны Кавказа и Турции. Накопленный положительный опыт Казахстан начал использовать для развития Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ).

Качественная инфраструктура критически важна для международной торговли и экономического роста  2156059 - Kapital.kz

Общая пропускная способность маршрута составляет порядка 5,8 млн тонн грузов в год. ТМТМ предоставляет возможность перевозить грузы железнодорожными вагонами и автотранспортом, паромами, а также контейнерными сухогрузными судами.

В 2022 году по Транскаспийскому коридору было перевезено 1,5 млн тонн грузов, что в 2,5 раза больше, чем в 2021 году. Объем контейнерных перевозок увеличился на 33% до 33 тыс. контейнеров в двадцатифутовом эквиваленте (TEU) по сравнению с 2021 годом. Экспорт казахстанских грузов вырос в 6,5 раз и составил 891 тыс. тонн.

Уже сейчас можно отметить переориентацию на ТМТМ значительной части грузопотока казахстанского экспорта – это продукты нефтехимии, черные и цветные металлы, уголь, ферросплавы, зерновые и другие грузы.

Производственные мощности перевалки казахстанских портов на Каспийском море составляют 27 млн тонн в год. Производственные мощности порта Алят достигают порядка 15 млн тонн сухих грузов и 100 тыс. контейнеров. Через порт Поти, находящийся в управлении компании APM Terminal, есть возможность перевозить ежегодно 6,3 млн тонн сухих грузов и 510 тыс. контейнеров.

Не случайно растет интерес Евросоюза к расширению многопланового взаимодействия с Казахстаном – крупнейшим торгово-экономическим партнером в центрально-азиатском регионе. В конце 2021 года Европейская Комиссия запустила инициативу Global Gateway. Это новая европейская стратегия развития высокотехнологичных, экологичных и безопасных глобальных связей в таких сферах, как цифровизация, энергетика и транспорт. В рамках реализации этой стратегии ЕС намерен вкладывать инвестиции в развитие Транскаспийского маршрута.

Сегодня Правительство Казахстана активно работает над созданием контейнерного хаба на базе СЭЗ «Морской порт Актау», для привлечения казахстанских и транзитных грузов на казахстанские порты в Каспийском море, мировых контейнерных операторов и пополнения собственного торгового флота.  

В ближайшее время в порту Курык будет запущен многофункциональный морской терминал «Саржа», на его базе предполагается создать современный терминал по перевалке зерна и масличных культур.

Необходимо учитывать, что транзитные и экспортные возможности Казахстана также зависимы от возможностей инфраструктуры соседних стран. В этой связи в рамках развития коридора ТМТМ участники прорабатывают вопросы сквозного тарифообразования, декларирования грузов, применения единых IT-решений и консолидации транзитных грузов.

Качественная и эффективная инфраструктура остается критически важной для развития международной торговли и экономического роста.

Помимо развития «жесткой инфраструктуры» в Каспийском торговом регионе необходимо устойчивое и последовательное развитие «мягкой» инфраструктуры.  Это означает укрепление торговой связанности, включая цифровизацию таможенных процедур и упрощение процедур торговли в целом.

В прошлом году Казахстан совместно с ITC подробно документировал все торговые процедуры по экспорту и импорту в морских портах страны для разработки Торгового информационного портала Казахстана, упрощающего процедуры торговли.

В ходе визита на морские порты были детально изучены и проанализированы практические аспекты различных видов контроля, таких как пограничный, экспортно-импортный, ветеринарный, фитосанитарный, санитарный и транспортный, а также задокументированы пошаговые процедуры импорта и экспорта отдельных видов товаров.

Эта инициатива позволяет совершенствовать «мягкую» инфраструктуру в Каспийском регионе, повысив эффективность торговых процедур через их оптимизацию и выявление узких мест. В конечном итоге взаимная торговля Казахстана со странами-партнерами по Каспийскому региону получит множество плюсов ввиду улучшения торговой связанности.

Сегодня для увеличения объемов грузоперевозок через Каспийское море и беспрепятственной работы транспортно-логистического узла необходимо принять следующие меры:

● Наладить эффективные, бесперебойные и беспрепятственные перевозки для ускорения торговли между государствами с созданием единого цифрового окна.  а также ускорит прохождение портовых операций.

● Разработать стратегию расширения в смежных с портовыми операциями секторами, чтобы теснее кооперироваться с грузовладельцами и играть большую роль в глобальной цепочке поставок.

● Улучшить качество логистических услуг, повысить привлекательность и надежность для транзитных грузов из Китая и Европы.

В результате бесшовная транзитная перевозка по Транскаспийскому международному коридору создаст новые возможности для компаний стран ЕС и Центральной Азии и будет способствовать увеличению скорости и качества перевозок.

Автор: Нурлан Кулбатыров, заместитель генерального директора  АО «Центр развития торговой политики «QazTrade».

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.