USD
448.56₸
+0.670
EUR
478.03₸
+1.250
RUB
4.79₸
BRENT
90.73$
+0.140
BTC
62441.30$
-1024.600

Бюджет «обезжирят»: возрастут ли риски госдолга

Три прогнозных сценария составили аналитики

Share
Share
Share
Tweet
Share
Фото: Валерия Змейкова

Фото: Валерия Змейкова

Со следующего года государственную казну в Казахстане начнут «обезжиривать» от поступлений из Национального фонда, то есть трансферты из «копилки» в бюджет будут изымать согласно новому правилу – с учетом цены отсечения за баррель нефти на уровне 48,9 долларов в 2023 году, 42,2 долларов и 40,3 долларов - в 2024 и 2025 годах соответственно. Свои прогнозы относительно того, как это отразится на параметрах бюджета и долговой нагрузке на него, дали в Аналитическом кредитном рейтинговом агентстве (АКРА).

«Трансфертная часть доходов бюджета ощутимо снизится после рекордных показателей 2020–2022 годов (4,5–4,8 трлн тенге), при этом бюджетные расходы в номинальном выражении увеличатся на 15% в 2023 году и на 4% в 2024-м. К 2025 году расходы бюджета вырастут еще на 5% и составят 27,7 трлн тенге.

На период до 2025 года определены параметры республиканского бюджета, а также гарантированные трансферты из Национального фонда РК на 1,9–2,2 трлн тенге и целевые трансферты на 2023 и 2024 годы в размере 1 и 0,4 трлн тенге соответственно», - приводят цифры в Агентстве.  

Баланс бюджета, в котором урезаются поступления «подушки безопасности», зависит от динамики доходов нетрансфертной части бюджета: налоговых и неналоговых доходов. По оценкам АКРА, к концу 2022 года ожидаемый рост нетрансфертных поступлений в номинальном выражении должен составить около 33% — крупнейший показатель за десятилетие. Во многом это связано с повышенной инфляцией, отчасти — с реализацией отложенного эффекта динамики экономической активности в 2020–2021 годах.

На дальнейшую траекторию изменения объема нетрансфертных поступлений будет будут влиять темпы роста экономики, инфляционных волн, отложенного эффекта от решений в области налоговой политики (налоговых каникул, структуры налогового режима) и качества организации процесса налогообложения.

АКРА рассматривает три сценария возможной динамики нетрансфертных доходов госбюджета в 2023–2025 годах:

–             оптимистический, предполагающий увеличение нетрансфертных доходов на 20% в год в продолжение текущего тренда повышенных темпов роста;

–             базовый с ежегодным повышением доходов в среднем на 13% с учетом средних темпов роста за последнее десятилетие;

–             консервативный, при котором темпы роста составят в среднем 6% ежегодно, исходя из самого низкого показателя за последние десять лет (без учета 2015 года, когда наблюдалось сокращение доходов, и пандемийного 2020 года с ростом показателя на 1%).

В зависимости от сценария результаты исполнения бюджета в 2023–2025 годах варьируются от внушительного дефицита до профицита. Базовый сценарий с ростом нетрансфертных доходов на 13% в год выводит бюджет на близкий к сбалансированному уровень в 2024–2025 годах.

Бюджет «обезжирят»: возрастут ли риски госдолга 1758543 - Kapital.kz

Что может произойти с госдолгом Казахстана?

В рамках трех сценариев, поясняют эксперты, можно проследить разные траектории формирования потребности Казахстана в финансировании бюджета и потенциального роста госдолга в номинальном выражении. На конец 2025 года разбежка по величине государственного долга страны составляет от 12 трлн тенге до сокращения даже в номинальном выражении.

В первых двух сценариях отношение госдолга к ВВП сохраняется на умеренном уровне (20–25% ВВП) и приближено к текущим 24%. Оптимистический сценарий предполагает значительное сокращение госдолга к ВВП к 2025 году.

«Стоит учесть, что бюджетная политика Казахстана, скорее всего, не будет ориентирована на снижение номинального госдолга, поскольку такого рода решение не рассматривается как таргет экономической политики при умеренном уровне госдолга. Более вероятен перерасчет иных параметров: расходов, трансферта из НФРК или обоих показателей с учетом бюджетного правила, начинающего действовать с 2023 года», - подчеркивают в Агентстве.

С учетом всех факторов, подытоживают аналитики, можно сделать вывод, что на период до 2025 года даже в худшем из рассматриваемых сценариев госдолг Казахстана относительно ВВП не подвержен риску существенного увеличения. Скорее всего, он зафиксируется на уровне, несколько выше или ниже текущего.

Читайте также

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.