В этом году во всем мире наблюдается всплеск инфляции. Причинами стали экономическое ослабление государств в постковидный период, нарушение производственных и логистических цепочек из-за геополитического кризиса, а также рост цен на продовольствие по миру в целом. В странах СНГ самый высокий рост инфляции зафиксирован в Молдове (34,62%), а самый низкий – в Таджикистане (5,7%). На фоне происходящих событий основной задачей стало укрепление продовольственной безопасности, а именно наращивание производства собственных продуктов питания и насыщение ими своих внутренних рынков.
По словам председателя Коллегии ЕЭК Михаила Мясниковича, страны евразийской интеграции обеспечены зерном на 148% от потребности, мясом – на 98,5%, растительным маслом – на 194%, молоком – на 97%. Отметим, что продовольственная безопасность считается достигнутой, если самообеспеченность теми или иными продуктами превышает 75%.
Например, Казахстан практически в полной мере обеспечивает себя десятью группами товаров: мукой, крупами, молоком, мясом, солью, подсолнечным маслом и так далее. В меньшей степени мы самостоятельно закрываем потребность в консервах, колбасе, рыбе и сахаре.
Кыргызстан, где сельское хозяйство в общем объеме ВВП всегда занимало лидирующие позиции, все же является импортозависимым по многим продовольственным позициям. В этот список из базовых продуктов входят растительное масло, сахар, мясо и мясопродукты, хлеб и яйцо. Азербайджан, где уровень инфляции достиг 13,7%, на 100% обеспечивает себя только фруктами, овощами, бахчевыми культурами и яйцами. Мясом и молочной продукцией на 86%, пшеницей – на 60%, а в остальном полагается на импорт. Главными экспортерами в Азербайджан в этом году были Россия и Казахстан.
При этом, согласно последнему рейтингу Global Food Security Index, в рамках которого оцениваются финансовая доступность, качество и безопасность продукции, а также устойчивое развитие, Казахстан поднялся с 41 на 32 место из 113 государств, обойдя Россию, Беларусь, Азербайджан и Узбекистан.
Говоря о Казахстане, аналитики отмечают, что правительство страны оперативно отреагировало на глобальные вызовы и уже в конце марта 2022 года утвердило трехгодичный План по обеспечению продовольственной безопасности, контроль за исполнением которого возложен на министерство сельского хозяйства.
Перед ведомством были поставлены задачи по увеличению к 2025 году посевных площадей масличных культур с 3 млн до 3,5 млн га, картофеля – с 200 тыс. до 215 тыс. га. Площади кормовых культур при этом должны быть расширены с 3,6 млн до 4,2 млн га. Ожидается, что эти шаги будут способствовать росту поголовья крупного рогатого скота до 9 млн голов, овец и коз – до 20 млн, а лошадей – до 4 млн голов.
Введение в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых до сегодняшнего дня земель также внесет свой вклад в достижение обозначенных целей, учитывая, что в этом направлении предусмотрено увеличение орошаемых площадей.
Нужно отметить, что в последнее время особо пристальное внимание со стороны как госорганов, так и гражданского общества уделяется вопросам ветеринарии. В ближайшее время в этой части планируется модернизация действующих и создание новых предприятий по выпуску ветеринарных препаратов и увеличение их доли на внутреннем рынке до 80% уже в 2024 году.
Кроме того, для снижения расходов граждан на продтовары и стабилизации цен в целом предусматривается реализация еще ряда мер. Так, для реализаторов сельхозпродукции должна быть снижена арендная плата на торговых рынках, а для стимулирования занятости сельских жителей запланировано создание не менее 25 тыс. новых хозяйств. При этом планируется ввести оценку эффективности республиканских продовольственных стабфондов, что должно положительным образом отразиться на их работе.
Еще одним важным направлением господдержки агропроизводителей станет новая система субсидирования. От предыдущей она отличается упрощенными процедурами и наличием новых видов субсидий, стимулирующих развитие кооперации сельхозтоваропроизводителей. Важными новеллами стали также введение встречных обязательств со стороны получателей субсидий (например, направление части продукции на внутренний рынок) и появление новых инструментов контроля за использованием дотаций.
Однако здесь стоит подчеркнуть, что продовольственная безопасность страны зависит от многих факторов, и обеспечиваться она должна посредством скоординированной работы государственных органов, уполномоченных регулировать различные отрасли экономики.
Тот факт, что Казахстан поднимается в мировом рейтинге продовольственной безопасности, говорит о том, что шаги по обеспечению граждан доступными и качественными продуктами питания постепенно реализуются. Согласно классификации ФАО, Казахстан на сегодняшний день отнесен к третьей благоприятной группе государств по обеспеченности продовольствием наравне с Китаем, Австралией, а также странами Европы и Северной Америки. А это вселяет определенный оптимизм. Главное, чтобы принимаемые на центральном уровне решения эффективно и своевременно исполнялись на местах.