Износ генерирующих мощностей сегодня составляет около 60%, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
«Уже второй год Казахстан встречает зиму с дефицитом электроэнергии. В 2021 году фиксировался дефицит генерации электроэнергии с июня по август и в ноябре. Нынешний дефицит генерации продолжается с мая 2022 года», - отметил в ходе пресс-конференции в Астане председатель совета директоров Ассоциации ВИЭ Qazaq Green Нурлан Капенов.
По данным ассоциации, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество аварийных остановок увеличилось на 22%. Продолжительность аварийных остановок увеличилась на 16%. Износ генерирующих мощностей на сегодня составляет порядка 60%.
«Мы предполагаем, что нынешний осенне-зимний период еще не раз принесет нам сюрпризы и проверит не раз нашу электроэнергетическую систему на прочность. Однако жарко от текущего состояния дел не только в отрасли электроэнергетики, но и в нашем секторе ВИЭ», - уточнил он.
В октябре-ноябре 2022 года в Казахстане были проведены аукционы по отбору проектов ВИЭ: со солнцу, ветру, гидро и по биогазу.
По данным ассоциации, сначала у правительства были повышенные тарифы, но в итоге торги были проведены по заниженным тарифам.
«С 2018 года проходят прозрачные, честные аукционные торги. Но в этом году у нас к Минэнерго претензии в связи с тем, что была перенесена дата аукционов, хотя согласно закону за три месяца они должны были дать четкие, понятные правила и условия, в том числе предельные цены, стартовые цены для аукциона, даты и так далее. Министерством был нарушен регламент торгов как в части переноса дат, так и в части публикации документации. Кроме того, не исполняются постановления Правительства РК, где были одни цены, однако министерство объявило абсолютно другие, которые противоречат им. Мы ждем внятные объяснения не от исполнителей, а от министра энергетики. Это был саботаж министерства энергетики», - считает Нурлан Капенов.
По его словам, в последний день аукциона, вразрез постановлению правительства, где закреплены цены на 2022 год на уровне 34 тенге 61 тиын за 1 киловатт-час для солнечной энергетики, стартовая цена была изменена на 16 тенге 97 тиын.
«Я был независимым наблюдателем на аукционе, и нам начали поступать звонки от инвесторов. пять заявок было подано, но они все отозвали, и осталось две заявки, кто, скорее всего, просто не успел отозвать. На второй аукцион пришло две аффилированные компании, на 1 тиын подвинулись – и все. То есть это был саботаж. Инвесторы не приемлют, когда у нас есть законы, которые не соблюдаются. Поэтому я жду объяснений именно от министра Акчулакова», - заявил глава ассоциации.
Присутствовавший на пресс-конференции директор департамента развития возобновляемых источников энергии Министерства энергетики РК Абай Куланбай прокомментировал этот вопрос.
«Стартовая цена на аукционе по солнечным станциям составляла 16,97 тенге. В ходе аукциона снижение шло на 1 тиын. Потому что, во-первых, там было только два участника. Во-вторых, 16,95 тенге для солнечных станций, тем более – для малых солнечных станций, я считаю, что это нормальный тариф. Если бы мы выставили огромную мощность – тогда, возможно, и низкий тариф получили», - сообщил чиновник.
Как пояснила председатель правления ОЮЛ Qazaq Green Айнур Соспанова, в этом вопросе ассоциации еще предстоит разобраться юридически, было ли нарушение, но на момент проведения аукционов инвесторы были введены в заблуждение, так как они ориентировались на то постановление, которое было принято министерством энергетики летом этого года. Между тем для участия в аукционе они платили по 2 млн тенге и предоставляли банковскую гарантию в размере 250 млн тенге на 50 мегаватт мощности.
«Постановление правительства по методике подсчета тарифов ВИЭ с большим отставанием было принято, и их размеры не соответствуют методике, принятой министерством. Последний аукцион был проведен 29 ноября», - уточнила она.
По ее словам, по ветряной энергетике аукционы в октябре-ноябре этого года прошли очень успешно, в результате чего произошло очень серьезное снижение тарифов до 12,39 тенге, что соизмеримо с тарифами на газовых станциях. Вопросы сегодня возникают по солнечным станциям.
«Если раньше говорили, что у ветровых и солнечных станций тарифы во много раз больше, чем у угольных и газовых, то сейчас эти аукционы демонстрируют, что они конкурентны по сравнению с другими новыми технологиями», - резюмировала она.
Читайте также
В случае необходимости ее будут поставлять из соседних стран