Интерес к проекту повышает его шансы
На прошлой неделе Франция заявила о своем намерении
участвовать в строительстве газопровода Nabucco, который имеет стратегическое
значение для Европы и должен стать альтернативой российскому газопроводу «Южный
путь». Об этом заявил заместитель генерального директора Gaz de France Жан-Мари
Доже на конференции в Будапеште, пишут «Известия».
Общая стоимость проекта оценивается в $5,8 млрд. Ближайший срок поступления газа по планируемой трассе - 2012 год. По данной магистрали в Европу, как ожидается, будет поступать природный газ из Туркмении, Казахстана, Азербайджана и России. Свои подписи на документе поставили комиссар Еврокомиссии по энергетике Андрис Пиебалгс и министры энергетики Турции, Болгарии, Румынии, Венгрии и Австрии. Консорциум намерен привлечь шестого партнера, однако решение о том, кто им станет, пока не принято.
Также в конце этого месяца в Азербайджан совершит визит министр энергетики Великобритании. Среди вопросов, которые будут на повестке дня, и реализация проекта Nabucco.
Как сказал «Капитал.kz» директор Центра политических и экономических исследований Азербайджана Сабит Багиров, эти события повышают шансы на реализацию проекта. Но многое зависит от ряда других факторов. В частности, остается открытым вопрос о том, какой газ будет транспортироваться по этой трубе: - российский или центральноазиатский? Дело в том, что Россия тоже желает заполнить своим газом Nabucco, и с этим тесно связана инициатива РФ по прокладке газопровода по дну Черного моря – проект «Южный газопровод». Вторая альтернатива - закачка газа из Туркменистана, Казахстана и Азербайджана. И вот между этими двумя вариантами будет разгораться конкуренция, считает эксперт. Вполне возможно, что оба варианта смогут реализовать. То есть осуществится строительство южного и транскаспийского газопроводова. В этом случае Россия сможет экспортировать газ по Nabucco, а Казахстан и Туркменистан получат возможность диверсифицировать маршруты поставок газа.
Исходя из вышесказанного, шансы реализации проекта сейчас очень велики, полагает г-н Багиров. Но все зависит от степени продвижения по проектам транскаспийского и южного газопроводов. От того, насколько быстро будут реализовываться решения по строительству этих магистралей, будет зависеть строительство Nabucco, говорит Багиров. По мнению аналитика, Азербайджан и Туркмения должны самостоятельно достигнуть договоренности по транскаспийскому трубопроводу, а для России участие в проекте явно выгодно.
Что касается рентабельности проекта, то высокие цены на газ обеспечат выгоду всем сторонам. Тем более что в Nabucco, по мнению Сабита Багирова, экономические факторы превалируют над политическими. Когда строился нефтепровод «Баку-Тбилиси-Джейхан», политические аспекты были весомее, однако проект был реализован.