Корреспондент центра деловой информации Kapital.kz проанализировал минимальные расчетные показатели в РК с 2013 по 2022 год. Эти показатели устанавливаются ежегодно законом «О республиканском бюджете» на соответствующий год.
Начнем с месячного расчетного показателя (МРП). Этот показатель используют в Казахстане для исчисления пособий и других социальных выплат, а также штрафов, налогов и прочих платежей в соответствии с законодательством РК. МРП впервые был введен в 1995 году Законом «О республиканском бюджете на 1996 год» и составлял 320 тенге на 1 января 1996 года. С момента введения этот показатель менялся один раз в квартал, а с 2000 года устанавливается ежегодно.
МРП также применяется для определения статуса субъектов малого, среднего или крупного бизнеса, исчисления минимальных размеров уставного капитала юридических лиц и расчета максимального лимита оплаты больничных листов.
В целом с 2013 по 2022 год МРП вырос на 84%, а средний ежегодный рост составил 6,6%. Наибольшее увеличение МРП было в 2020 году, когда этот показатель вырос на 10% по сравнению с предыдущим годом – с 2525 до 2778 тенге. МРП на 1 января 2020 года был установлен в размере 2651 тенге, однако был пересмотрен в связи с началом пандемии и увеличен еще на 5% с 1 апреля 2020 года.
С 1 апреля 2022 года МРП для исчисления пособий и иных социальных выплат увеличился еще на 4% с начала года и составил 3180 тенге. Месячный расчетный показатель для применения штрафных санкций, расчета налогов и других платежей остается на уровне 3063 тенге по состоянию на 2022 год. Согласно проекту Закона РК «О республиканском бюджете на 2023-2025 годы», МРП с 1 января 2023 года составит 3450 тенге. Проект бюджета в данный момент находится на рассмотрении в Парламенте РК.
Минимальный размер заработной платы (МЗП) – это гарантированный минимум денежных выплат работнику простого неквалифицированного труда при выполнении им трудовых обязанностей в нормальных условиях и при нормальной продолжительности рабочего времени. Этот показатель впервые был введен Законом РК от 25 декабря 1991 года «О республиканском бюджете РК на 1992 год». Минимальную зарплату начали исчислять в тенге с 1 февраля 1994 года, когда она составляла 40 тенге в месяц. С момента введения этот показатель менялся один раз в квартал, а с 2000 года устанавливается ежегодно.
В целом за период с 2013 по 2022 год показатель вырос в 3,2 раза, а средний ежегодный рост составил 14,2%. Наибольшее увеличение МЗП было в 2019 году, когда этот показатель вырос с прошлого года на 50% (с 28 284 до 42 500 тенге).
По поручению главы государства в Послании народу Казахстана от 1 сентября 2022 года, МЗП составит 70 тыс. тенге с 1 января 2023 года. По информации Министерства труда и социальной защиты населения РК (МТСЗН), эта мера приведет к увеличению денежных доходов 1,6 млн наемных работников с минимальной зарплатой. В настоящее время МТСЗН разрабатывает новую методику определения МЗП, которая позволит поэтапно увеличить ее размер. Разработку методики планируется завершить в 2023 году.
Минимальная заработная плата не должна быть ниже прожиточного минимума согласно ст. 104 Трудового кодекса РК. До 2019 года размер МЗП в Казахстане устанавливался на уровне прожиточного минимума, а по состоянию на 2022 год минимальный размер заработной платы превышает величину этого показателя на 60% (60 000 тенге и 37 789 тенге, соответственно).
Прожиточный минимум (ПМ) – это минимальный денежный доход на одного человека, равный по величине стоимости минимальной потребительской корзины. В нее входит минимальный набор продуктов питания (43 наименования), товаров и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека, в натуральном и стоимостном выражении. Фиксированная доля расходов на непродовольственные товары и услуги составляет 45% от стоимости минимальной потребительской корзины.
Величина прожиточного минимума для исчисления размеров базовых социальных выплат впервые была введена в 2005 году законом «О республиканском бюджете на 2006 год» и составила 7945 тенге на 1 января 2006 года.
В целом с 2013 по 2022 год величина прожиточного минимума выросла в 2 раза, а средний ежегодный рост составил 7,6%. Наибольшее повышение величины ПМ было в 2018 году, когда этот показатель вырос на 16% по сравнению с 2017 годом – с 24 459 до 28 284 тенге.
С 1 апреля 2022 года величина прожиточного минимума для исчисления размеров базовых социальных выплат увеличилась еще на 4% с начала года и составила 37 389 тенге. Согласно проекту Закона РК «О республиканском бюджете на 2023-2025 годы», величина ПМ с 1 января 2023 года составит 40 567 тенге. Проект бюджета в данный момент находится на рассмотрении в Парламенте РК.
В настоящее время пенсия в Казахстане складывается из трех компонентов: базовой, солидарной и накопительной пенсии.
Базовая пенсия была введена в РК в 2005 году. Ее получают абсолютно все казахстанцы, которые достигли пенсионного возраста. До 2018 года базовая пенсия предоставлялась всем лицам, пенсионерам по возрасту, в одинаковом размере. С июля 2018 года размер базовой пенсии определяется индивидуально, в зависимости от стажа участия в пенсионной системе.
В 2022 году размер базовой пенсии, если трудовой стаж составляет 10 лет или менее или отсутствует вовсе, равняется 54% от величины прожиточного минимума. В Послании народу Казахстана от 1 сентября 2022 года глава государства сказал, что следует последовательно довести минимальную базовую ставку пенсии до 70% от прожиточного минимума. По информации Министерства труда и социальной защиты населения РК (МТСЗН), численность получателей базовых пенсионных выплат по состоянию на 1 октября 2022 года составила 2,2 млн человек.
В целом с 2013 по 2022 год минимальный размер государственной базовой пенсионной выплаты вырос в 2,2 раза, а средний ежегодный рост составил 8,4%. Наибольшее повышение этого показателя было в 2018 году, когда минимальный размер государственной базовой пенсионной выплаты вырос с прошлого года на 19% (с 12 802 до 15 274 тенге). Размеры базовой пенсии повышаются ежегодно в связи с ростом величины прожиточного минимума, наибольшее увеличение которого также пришлось на 2018 год (16%).
С 1 апреля 2022 года минимальный размер государственной базовой пенсионной выплаты увеличился еще на 4% с начала года и составил 20 191 тенге. Согласно проекту Закона РК «О республиканском бюджете на 2023-2025 годы», минимальный размер государственной базовой пенсионной выплаты с 1 января 2023 года составит 21 907 тенге. Проект бюджета в данный момент находится на рассмотрении в Парламенте РК.
В отличие от базовой пенсии, солидарную пенсию получают только те граждане, которые имеют не менее 6 месяцев трудового стажа по состоянию на 1 января 1998 года. Размер солидарной пенсии зависит от продолжительности имеющегося на вышеуказанную дату трудового стажа, а также от 60% от среднемесячного дохода за любые три года подряд независимо от перерывов в работе с 1 января 1998 года. При этом среднемесячный доход не должен превышать 46 МРП на год назначения пенсии. Напомним, что величину максимального дохода для исчисления солидарной пенсии увеличат до 55 МРП с 1 января 2023 года.
Cолидарная пенсия выплачивается в полном объеме при наличии трудового стажа на 1 января 1998 года не менее 25 лет для мужчин и не менее 20 лет для женщин. Если трудовой стаж меньше, то применяется корректировка на понижающий коэффициент. Если трудовой стаж больше, то за каждый год прибавляется 1% к размеру солидарной пенсии, однако ее величина не может превышать 75% от дохода, учитываемого для исчисления этой пенсионной выплаты. Исчисление солидарной пенсии при отсутствии требуемого законодательством дохода осуществляется исходя из минимальной пенсии.
В целом с 2013 по 2022 год минимальный размер пенсии вырос в 2,5 раза, а средний ежегодный рост составил 10,3%. Наибольшее повышение этого показателя было в 2018 году, когда минимальный размер пенсии вырос с прошлого года на 20% (с 28 148 до 33 745 тенге).
С 1 апреля 2022 года минимальный размер пенсии увеличился еще на 4% и составил 48 032 тенге. Согласно проекту Закона РК «О республиканском бюджете на 2023-2025 годы», минимальный размер пенсии с 1 января 2023 года составит 53 076 тенге. Проект бюджета в данный момент находится на рассмотрении в Парламенте РК.