USD
449.58₸
-0.490
EUR
486.94₸
-1.570
RUB
4.86₸
BRENT
87.14$
+0.390
BTC
70647.20$
+1252.000

Каково будущее электронной коммерции в Центральной Азии?

Какие факторы могут замедлить прогнозируемые темпы роста

Share
Share
Share
Tweet
Share
Каково будущее электронной коммерции в Центральной Азии? - Kapital.kz

Согласно новому исследованию KPMG Caspian, ожидается, что рынок электронной коммерции Казахстана продолжит свой 19% рост CAGR и достигнет отметки в 5 млрд долларов (со средним чеком в размере 60 долларов). Что касается рынка Узбекистана, прогнозируется, что он перейдет в стадию активного роста с показателем CAGR +40% и к 2026 году достигнет 1 млрд долларов (при среднем чеке в 40 долларов).

Однако последние события в мире могут не только замедлить прогнозируемые темпы роста, изменить отраслевой ландшафт, но и оказать негативный эффект на социально-экономическое положение населения. Так, рядовые покупатели уже существенно ощущают скачок цен на продовольствие и затягивают пояса.  

В исследовании эксперты KPMG рассмотрели факторы, которые окажут существенное влияние на электронную коммерцию в регионе:

1.   Устойчиво-высокая инфляция, и как следствие, повышение базовых процентных ставок центральными банками стран.

Взглянем, как менялись базовые ставки в странах региона с начала 2022 года:

Повышение процентных ставок ведет к увеличению стоимости заемных средств и может негативно отразиться на инвестиционных планах игроков.

Важно отметить, что электронная коммерция — это бизнес, который требует постоянных финансовых вложений, оставаясь при этом низко маржинальным по сравнению с другими видами бизнеса. Первую прибыль игроки получают далеко не в первый год деятельности, при этом им необходимо вкладываться в собственную инфраструктуру, платформу, логистику, пункты выдачи, приложения, не говоря уже об агрессивных маркетинговых кампаниях. Так, например, большинство российских маркетплейсов работают в минус.

Таким образом, повышение процентной ставки создает неблагоприятные условия для игроков в виде повышения стоимости заемных средств, необходимых для развития бизнеса. Повышение процентных ставок отразится и на поведении покупателей. Они будут стремиться сократить свои расходы, что отразится на онлайн-покупках товаров, не относящихся к категории первой необходимости.

1.   Повышение цен на энергоносители, и как следствие, рост стоимости транспортировки товаров. Согласно прогнозу Всемирного банка, цены на энергоносители вырастут более чем на 50% в 2022 году, что приведет к повышению транспортных тарифов. Ситуацию усугубляют уход крупных международных логистических игроков из России, наложенные санкции в виде ограничений на полеты за рубеж и проблемы с судоходством. Таким образом, тарифы на перевозку грузов из и в Россию будут расти.

2.   Cбои в глобальных цепочках поставок. Транспортировка во всем мире становится не только дороже, но и дольше. Перевозчики вынуждены менять традиционные маршруты и поднимать стоимость услуг. Образовавшиеся сбои в цепочках поставок уже отражаются на работе американского и европейского бизнесов.

3.   Повышение цен на продовольствие. Индекс продовольственных цен Всемирной продовольственной организации (FAO) по состоянию на май 2022 года составил 157.4, что выше одноименного показателя за 2021 год на 23%. Это также негативно скажется на покупательской способности граждан и их желании совершать покупки.

4.   Нельзя не учесть и эмоциональное состояние покупателей. Неопределенность и напряженная ситуация в регионе вызывают стресс среди населения. Это подтверждают цифры, в России спрос на услуги психотерапевтов вырос на 81%.

Все эти эффекты покупатели и бизнесы уже ощутили в полной мере. Становится ясно, что отраслевой ландшафт не будет прежним, и ждать завершения конфликта не является решением.

Игрокам необходимо не просто быстро адаптироваться к новым реалиям, а формировать новые “modus operandi”, чтобы сохранить свои позиции. Несмотря на то, что некоторые возможности для игроков могут сократиться, появятся и новые. Последнее особенно актуально для стран Центральной Азии, где активно формируются новые торговые связи.

Автор: Лаура Омарханова, старший консультант группы стратегического и операционного консультирования KPMG Caspian

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.