Увеличение толлинговых операций с Китаем приведет к дефициту и росту цен на топливном рынке Казахстана. Такое мнение в эксклюзивном интервью корреспонденту делового портала Kapital.kz озвучил экономист Института политических решений (ИПР) Сергей Смирнов.
Экономист объясняет, что толлинговая схема значительно увеличит расходы, связанные с переработкой нефти. В частности, обратной доставкой готовой продукции, что отразится на цене топлива в сторону ее повышения. Эксперт рассказал, что если в Китай нефть можно доставлять по нефтепроводу «Атасу-Алашанькоу», то возвращать топливо придётся бензовозами. Такая логистика сделает бензин золотым, подчеркнул г-н Смирнов.
Более того, остается неясным, какой вариант оплаты переработки в толинговых операциях между Китаем и Казахстаном был выбран: сырьем, готовой продукцией или деньгами. Скорее всего, говорит г-н Смирнов, оплатой за переработку будет сырье. Вероятность того, что для оплаты за услугу в переработке Китай выберет нефть, высока. Так как производство в этой стране растет и как следствие увеличивается потребности в сырье. Соответственно, подытожил экономист, нефти в Китай будет уходить больше, чем возвращаться нефтепродуктов.
Китайское «толлинговое» топливо, по оценке Сергея Смирнова, будет стоить дороже произведенного в РК и даже, возможно, российского вследствие лишних затрат на транспортировку, переработку, обратную транспортировку.
«И это притом, что российский бензин намного превосходит по качеству и отечественный, и китайский», – говорит экономист.
Переработка в Китае 500 тыс. тонн сырой нефти, с дальнейшим увеличением до 1,5 млн. тонн, по толлинговой схеме, по подсчетам г-н Смирнов, не заменит импорта из России 1,3 млн. тонн нефтепродуктов.