Мажилис запретил фото- и видеосъемку
Со вчерашнего дня журналистам запрещено проводить фото- и видеосъемку в Мажилисе Парламента Республики Казахстан. Теперь, по мнению многих корреспондентов, которые работают в Астане, у депутатов праздник - отныне на пленарных заседаниях при обсуждении государственных проблем мажилисмены смогут, наконец, как это не раз бывало раньше, спокойно дремать, жевать пирожки и разглядывать картинки в журналах и газетах, томно уводя глаза в потолок… А чтобы видеооператоры и фотожурналисты не подкараулили народных избранников за столь приятным занятием, первым запретили проводить съемки в зале заседаний.
Об этом решении представители СМИ узнали вчера, когда приехали в парламент, чтобы написать о начале работы мажилисменов. А так как большинство новоявленных депутатов нижней палаты не только читатели, но и журналисты плохо знают в лицо, планировали именно во время этих первых заседаний палаты сделать побольше видео- и фотосъемок - «булыжники» в газетах и голая начитка на экране при общих планах не очень информативны. И зрелищны…
Однако знакомства не получилось - таково решение руководства парламента, которое предложило в качестве альтернативы воспользоваться магнитофонами и экранами, установленными в зале для прессы. Но качество видеоматериала там такое, что ни один уважающий себя канал не сможет монтировать из него новости... К тому же парламентское оборудование настроено только на общие и средние планы, а потому разглядеть, кто вещает из зала парламента, будет почти невозможно.
В этом журналисты убедились вчера, глядя на парламентские мониторы. А потому, едва народные избранники закончили с депутатскими запросами, по пресс-центру пронеслось: «Надо бойкотировать парламент, не приезжать сюда на заседания. Чем такая работа – лучше никакая! Пусть депутаты сами любуются на себя в свои мониторы!».
Но, видимо, народные избранники не продумали маленькую мелочь: если прессу выставить из зала, и она уйдет из парламента – каким образом народ узнает, какие наши депутаты, и какие законы обсуждают и принимают.
Конечно, оператор в зале – это потенциальная опасность для народных избранников, а видео, снятое на камеру, – это компромат, подтверждающий низкую посещаемость парламентского зала заседаний.
По признанию самих депутатов, в прошлом сезоне практически треть из них наведывались на работу лишь изредка, да и то чаще во время совместных заседаний палат и пленарных заседаний, а про заседания комитетов можно даже не вспоминать – не удосуживались! И, словно подтверждая догадки журналистов, вице-спикер Сергей Дьяченко сообщил, что решение о запрете теле- и фотосъемки в зале заседаний было принято еще прошлым составом мажилиса, и этот шаг он считает вполне разумным.
- Мы подготовились и сделали соответствующее техническое обеспечение, чтобы предоставить вам удобные условия для работы, - пояснил он недоуменным журналистам. Однако операторы совсем не разделяют точку зрения вице-спикера. Они считают, что магнитофонов в техническом центре мало, а возить свою технику – себе дороже… - А раз так - обойдется мажилис и без «картинок», - считает оператор телеканала «Рахат» Торетай Альмамбетов. С ним полностью солидарны операторы всех остальных телекомпаний, объявившие бойкот.
Чтобы довести дело до конца, журналисты настояли на встрече со спикером мажилиса. Аслан Мусин претензии прессы выслушал, но…- Я уважаю решение своих коллег, - заявил он. Единственное, на что готов пойти спикер – это подумать над поступившим предложением разрешить протокольную съемку в зале.
Между тем, по данным агентства «Казахстан сегодня», пресс-служба мажилиса среди телеканалов распространила следующее сообщение:
«Операторы могут писать интервью и делать съемки только в фойе дома мажилиса. Записать выступления депутатов во время заседания можно при помощи видеомагнитофонов, установленных в конференц-зале... На сегодняшний день в конференц-зале установлено два магнитофона формата DVCPRO и четыре - формата DVCАM. К сожалению, этого недостаточно для того, чтобы обеспечить потребности всех телеканалов. До приобретения дополнительной техники просим всех, кто имеет возможность, прийти со своим магнитофоном…».