Поставки казахстанского мазута в Батуми в январе – марте выросли в 40 раз относительно I квартала 2021 года. Доставка в порт крупных партий этого топлива на фоне увеличения поставок туркменских нефтепродуктов и партий транзитной нефти привела к скоплению большого количества цистерн в районе Батуми, по данным ценового агентства Argus.
В районе Батумского терминала в конце апреля находились 300—400 цистерн с наливными грузами. Всего в Азербайджане и Грузии простаивает около 1 000 вагонов, направляющихся в грузинские терминалы, по данным поставщиков.
В апреле поставки мазута из Казахстана в Батуми составят 193 тыс. тонн, по данным железнодорожных экспедиторов. Предварительный график поставок в мае предусматривает транспортировку в грузинский порт около 65 тыс. тонн мазута производства Атырауского и Шымкентского НПЗ.
Поставки мазута в направлении грузинских портов увеличились в январе – марте до 176,2 тыс. т по сравнению со 4,1 тыс. т — годом ранее.
Отгрузки мазута в направлении порта Азов в марте сократились до 1,8 тыс. т по сравнению с 8,4 тыс. т — в феврале и 23,3 тыс. т — в январе.
«С конца февраля Батуми стал основным портом для казахстанского мазута. Российские порты Черного и Азовского морей по понятным причинам сейчас практически недоступны. В ближайшие месяцы ситуация вряд ли изменится, так как альтернативы нет», — полагает один из экспортеров.
В марте около 9,5 тыс. т шымкентского мазута было отгружено в направлении Батуми транзитом через порт Курык. «В апреле поставки продукта через Курык продолжатся», — сообщил трейдер.
Из Курыка подвижной состав поступает в азербайджанский порт Алят паромами Азербайджанского Каспийского морского пароходства (Asco) и далее через Азербайджан и Грузию — в порт Батуми.
Подробный анализ тенденций и перспектив экспорта нефти и нефтепродуктов из Казахстана будет представлен руководителем направления «Argus Транспорт Каспия» Рауфом Гусейновым в рамках конференции «Argus Нефтегазовый рынок Казахстана и Центральной Азии 2022».
Перенаправление крупных партий мазута в порты Грузии привело к крупным заторам в районе Батумского терминала, российско-азербайджанской границы (погранпереход Ялама — Самур), а также к длительному возврату цистерн.
Кроме того, торговые компании в апреле начали поставки казахстанского бензина Аи-92 в направлении латвийского порта Вентспилс и эстонского терминала Палдиски. Отгрузки казахстанского бензина Аи-92 четвертого класса в направлении Вентспилса по железной дороге могут составить 16 тыс. т, в направлении порта Палдиски – около 2 тыс. т, по данным участников рынка.
Кроме того, торговые компании планируют отгрузить по железной дороге около 8 тыс. т бензина в направлении Азербайджана. Казахстанский бензин может отгружаться по этим направлениям со всех трех НПЗ.