В последние пять лет Узбекистан ставит перед собой амбициозные цели. Республика преуспевает и в либерализации экономики, и в привлечении иностранных инвестиций, а теперь активно ведет процесс цифровизации. В сложившейся геополитической ситуации перед казахстанскими экспортерами открываются широкие возможности, среди которых выход на новые рынки. Почему отечественные производители выбирают рынок Узбекистана и на что обратить внимание, если вы решили открыть новые горизонты для вашей компании, рассказали эксперты QazTrade, KPMG в Центральной Азии и участники акселерационной программы QazTrade Accelerator.
Развитие нефтегазового сектора
В рамках построения «Нового Узбекистана» правительство намерено привлечь 120 млрд долларов инвестиций в экономику страны. Стратегия развития на 2022-2026 годы включает в себя кардинальное увеличение объемов геологоразведочных работ, широкое привлечение в сферу частных инвесторов и передовых зарубежных компаний. Также сейчас в стране ведется активная работа по приватизации активов в нефтегазовой отрасли и модернизации нефтеперерабатывающих предприятий.
По экспертному мнению директора департамента инвестиций и рынков капитала KPMG Салтанат Сандыкбаевой, Узбекистан обладает богатыми запасами углеводородов, в частности природного газа. Ввиду этого развиты магистральные системы газопроводов и существуют подземные хранилища газа. «Данная инфраструктура помогает экспортировать газ в различные страны в регионе. Также ведутся геологоразведочные работы существующих и новых участков, что предоставляет возможность казахстанским нефтесервисным и машиностроительным компаниям оказывать свои услуги и поставлять отечественный товар на рынок Узбекистана,» - считает Салтанат Сандыкбаева.
Новые возможности для казахстанских производителей
Казахстан является торгово-экономическим партнером Узбекистана. Обе страны обладают схожестью в решении ключевых межгосударственных вопросов в регионе и в структуре экономики, в частности в топливно-энергетическом секторе. Объем экспорта из РК в Узбекистан показывает положительную динамику: в 2021 году - 2,8 млрд долларов, это на 33% больше по сравнению с 2020 годом.
Разведка и добыча нефтегазовых блоков в Узбекистане и значительные запасы энергетических ресурсов дают основание казахстанским машиностроительным компаниям «повернуть голову» в сторону перспективного рынка для экспорта. Имеющиеся возможности на рынке позволяют казахстанским экспортерам сотрудничать с ведущими операторами и инженерно-строительными компаниями Узбекистана, среди которых Узбекнефтегаз, Лукойл Узбекистан, Андижаннефть и др.
На что обратить внимание при выходе на рынок Узбекистана?
- Ограничения на импорт определенных
товаров путем введения высоких тарифов и других импортных пошлин для защиты и
поощрения местного производства.
- Стандарты и сертификация, необходимые для ввоза товаров в страну. Согласно постановлению Президента РУ, компании, у которых в уставном капитале не имеется доля государства в размере более 50%, освобождаются от обязательной сертификации для оборудования, комплектующих, сырья, материалов и изделий, не производимых в республике. Однако сами заказчики вправе предъявлять требования к стандартам и сертификации согласно технико-экономическому обоснованию и техническому заданию проектов или предприятия.
- Лицензирование товара и попадание в списки двойного назначения. Существуют определенные виды деятельности или действий, для которых необходимо лицензирование или получение документа разрешительного характера или уведомление уполномоченных органов.
- Таможенное регулирование, которое требует своевременной сдачи сопроводительных документов, сертификата СТ-1, подготовки пакета документов для подтверждения нулевой ставки НДС и таможенной декларации.
- Транспортно-логистические вопросы. Казахстанские компании, планирующие экспорт в Узбекистан, могут подать заявление на возмещение транспортных расходов согласно Правилам 1128 РК.
- Страхование платежа. Страхование кредита экспортера - инструмент, позволяющий казахстанскому предприятию получить защиту от риска неоплаты иностранным контрагентом по экспортному контракту, предусматривающий реализацию казахстанских товаров/услуг на условиях отсрочки платежа.
Несмотря на изобилие требований к сертификации, мерам по местному содержанию и существующие квоты на отдельные категории товаров, казахстанские производители могут получить помощь в процессе выхода на целевой рынок по принципу «одного окна» в рамках программы экспортной акселерации от QazTrade. Только за прошедшие 2 года около 140 участников программы получили помощь, еще 190 компаний попали в поток программы 2022 года.
«Философия программы акселерации в ее комплексности и практикоориентированности. Участнику предоставляется консультационная, аналитическая поддержка, в рамках переговоров предлагается участие в торгово-экономических миссиях за рубежом для проведения В2В-встреч. Многие вопросы, которые ставят перед нами иностранные партнеры и участники, приходится решать в ручном режиме. Для этого на целевых рынках у нас есть сеть загранучреждений, которые содействуют в решении процедурных вопросов (документация, разрешения, логистика). Вместе с тем глобальные менеджеры партнеров программы обеспечивают качественную проработку В2В-контактов, создают условия для организации офлайн и онлайн-встреч, проведения маркетинговых кампаний для участников программы. Индивидуальная работа с каждой компанией в течение двух лет выливается в качественный результат – закрепление на целевом рынке, получение долгосрочных международных партнерских отношений», - прокомментировала заместитель генерального директора АО «QazTrade» Асель Егембердиева.
Из общего числа 33 машиностроительных компаний-участников выбрали Узбекистан в качестве целевого рынка. По мнению одного из участников программ, директора по развитию бизнеса ТОО «АтырауНефтеМаш» (АНМ) Евгения Цоя, программа экспортной акселерации является эффективной мерой государственной поддержки в части продвижения казахстанских машиностроителей на зарубежных целевых рынках.
«С приходом нового руководства страны рынок Узбекистана стремительно развивается. Традиционно доля российских поставщиков оборудования преобладала в стране. В связи с нынешней геополитической ситуацией Казахстан, имея давние добрососедские отношения, может стать альтернативным поставщиком оборудования.
Одной из площадок для организации таких взаимоотношений между нашими странами стала торгово-экономическая миссия Казахстана, прошедшая в марте 2022 года при поддержке QazTrade и KazakhExport. Благодаря мероприятию наш завод смог продемонстрировать свои производственные возможности и провести ряд встреч с крупнейшими нефтегазовыми компаниями. Учитывая, что большинство нефтегазовых компаний Узбекистана используют схожий международный стандарт ASME, а также более короткое логистическое плечо по сравнению с зарубежными поставщиками, все положительно смотрят на возможность дальнейшего сотрудничества между нашими компаниями», - поделился Евгений Цой.
Руководитель Группы
стратегического и операционного консультирования KPMG Болат Мынбаев прокомментировал: «Помимо
экспорта готовых товаров и услуг, существует много возможностей для инвестиций,
создания СП в Узбекистане, равно как и для создания СП в Казахстане в
сотрудничестве с компаниями из Узбекистана. В целом мы верим, что взаимные
торгово-инвестиционные проекты представляют большой потенциал для наших стран.
Сегодня - то самое время, когда можно и нужно начинать, тестировать и развивать
такие совместные проекты».