Экспорт углеводородов из Казахстана в порты Персидского залива может стать реальной альтернативой действующим нефтепроводам в будущем. Снятие западных санкций с Ирана, в том числе ограничения на экспорт нефти, делают привлекательным южное направление поставок углеводородов с месторождений на западе Казахстана. Об этом в интервью корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz рассказал эксперт Института мировой экономики и политики (ИМЭП) Магбат Спанов.
«Авария на нефтеналивном терминале Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) в порту Новороссийска, которая привела к сокращению экспорта нефти с Тенгиза, Кашагана и Карачаганака, заставляет власти и нефтедобывающие компании искать решения по переориентированию поставок. Но реальной альтернативы системе КТК, которая бы обеспечила сохранение объемов экспорта нефти, перенаправлением объемов по другой трубе сейчас нет. Есть трубопровод в Китай, но цена в Поднебесной ниже по сравнению с рынком Европы. Экспорт через Каспийское море по системе нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан ограничен и не покрывает объем, который прокачивается через КТК. По моему мнению, в среднесрочной перспективе привлекательным может стать строительство нефтепровода в Иран и выход к Персидскому заливу. ЕС, США и Иран сейчас ведут активные переговоры о снятии санкций, в том числе на поставки иранской нефти. Думаю, даже западные нефтедобывающие компании, которые работают в Казахстане, заинтересованы построить трубопровод, минуя Россию», - рассказывает Магбат Спанов.
Снятие санкций с Ирана выглядит логичным на фоне военных действий в Украине и связанных с ними выхода западных нефтегазовых компаний из проектов в России и отказа ряда стран-членов ЕС, Великобританией и США от импорта российских углеводородов. Дополнительные объемы иранской нефти, по оценкам экспертного сообщества, помогли бы стабилизировать энергорынок.
Читайте также
В год по Каспийскому трубопроводному консорциуму перекачивают до 54 млн тонн