НПП «Атамекен» провела пресс-конференцию по вопросам развития казахстанской энергетики. Главная тема обсуждения — снижение производственных мощностей теплоэлектростанций по распоряжению KEGOC.
Основными спикерами пресс-конференции выступили представители малых электростанций Казахстана, которые пострадали от необъективных распоряжений системного оператора.
Ситуация на Западе
По словам Марины Балашовой, которая руководит ТОО «Батыс Пауэр» в Западно-Казахстанской области, KEGOC никак не помогает станции, хотя с первого запуска наблюдались проблемы с ее загрузкой. Больше пяти лет станция работала «вхолостую», что негативно сказалось на состоянии оборудования. Однако в 2021 году ТОО «Батыс Пауэр» нашло долгожданного потребителя в лице майнинговой компании, благодаря которой и смогло выйти хотя бы в рамки номинальной нагрузки. Отметим, что по словам Марины Балашовой, договор изначально одобрили в KEGOC, а значит - и все технические условия для поставки энергии также были выполнены.
«В последнее время у нас появились проблемы. Хотя майнерам, с которыми мы сотрудничаем и которые входят в реестр компаний по этому виду деятельности, поступают команды ограничивать поставки энергии вплоть до нуля. При этом наш технологический минимум составляет 20 мегаватт — на таких мощностях станция еще способна работать. Однако в последнем распоряжении системный оператор постановил снизить мощности до 17 мегаватт, то есть попросту отключить», — рассказала Марина Балашова, генеральный директор ТОО «Батыс Пауэр».
Требование KEGOC о приостановлении подачи электроэнергии майнерам вплоть до нуля вновь поставило станцию в непростое положение: появился дополнительный износ оборудования, необходимость выполнять обязательства перед покупателем и снижение доходности самой станции.
«Из-за ограничений станция теряет загрузку и не дополучает прибыль. Причем мощности, которые ранее выкупала майнинговая компания, не перенаправляются на другие сети, и выходит, в западной энергосистеме нет дефицита энергии. В итоге станция не получает и прибыль для своей работы», — добавила Марина Балашова.
Энергосистема в Восточном регионе
Более 60% тепловой энергии АО «Риддер ТЭЦ» поставляет на нужды населения, электроэнергия идет другим потребителям. Однако до появления дата-центра станция поставляла мощности только одному потребителю — ТОО «Казцинк», который, в свою очередь, выкупал неполный объем электроэнергии ТЭЦ.
Однако в 2021 году станция нашла стороннего потребителя в лице майнинговой компании. Доход с этой сделки позволил станции внести в бюджет графу по капитальному ремонту оборудования и повышению заработных плат сотрудникам.
«Если KEGOC продолжит сдерживать наши поставки, мы останемся с профицитом электроэнергии. Были идеи продавать избыток в Алматы, однако, с учетом расходов на доставку, цена за киловатт выходит баснословная - 25 тенге. В то время как предельная цена на нашей станции всего 15 тг/кВт*ч. Сейчас дата-центр — это единственный потребитель, способный выкупить 70% избыточной электроэнергии по нашему тарифу», — говорит Олеся Имашева, президент АО «Риддер ТЭЦ».
*Стоимость 1 кВт*ч определяется государственными органами отдельно для каждой станции.
Обязательства о капремонте
Помимо необходимости повышать заработные платы сотрудникам, перед станциями существуют и обязательства о ежегодном ремонте оборудования, установленные Энергонадзором. В случае отсрочек или перебоев ТЭЦ обязаны оплачивать штрафные санкции.
*Сумму на ремонтные работы, запчасти и дополнительные материалы вносят в бюджет станций заблаговременно и закупаются весной для ремонтных работ перед отопительным сезоном.
«Отключение официально зарегистрированных майнеров повлечет за собой проблемы по технологическим нормам. Сотрудничество с дата-центрами позволило нам производить полноценные ремонты. А делать это необходимо, наше оборудование работает еще с 60-х годов прошлого века!» — рассказал Нурлан Мажен, директор Согринской ТЭЦ из Усть-Каменогорска.
Между тем отключения майнинговых ферм продолжается. По требованию KEGOC сдерживание электромощностей продлится вплоть до 15 марта текущего года. Причем под постановление подпадают как майнеры «белого» сегмента, так и «серого». Соответственно, станции-поставщики продолжат терять доход, заложенный в годовой бюджет на повышение заработных плат сотрудников и проведение капремонта оборудования.
По итогам встречи директор департамента развития человеческого капитала Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» Азамат Бейсенбенов отметил, что сейчас в Казахстане работает около 30 легальных компаний, занимающихся майнингом. Однако некоторые из них после сообщений о продлении постановления KEGOC озвучили предположения о закрытии компаний в Казахстане и переезде в более энергодоступные регионы.
Партнерский материал