Цены на топливо в РК нельзя назвать адекватными
АВТОР

21.01.2013 • 15:53 3648

ВАЖНО

Цены на топливо в РК нельзя назвать адекватными

Эксперты не решаются назвать цены на ГСМ в Казахстане «адекватными». Как отметил  в эксклюзивном интервью корреспонденту делового портала Kapital.kz экономист Института политических решений (ИПР) Сергей Смирнов, в США, по данным на 14 января средняя розничная цена бензина категории Regular (аналог Аи-92) составила 3,3 долл./галлон (0,87 долл./литр). 

Казахстанский покупатель из Алматы платит за литр бензина 110 тенге (0,73 доллара) то есть разница составляет всего 14 центов. И это при том, что средние заработки в Казахстане несопоставимы с заработками американцев и большую часть потребляемой нефти США импортируют извне, говорит Сергей Смирнов, тогда как Казахстан практически всю добываемую нефть экспортирует, перерабатывается всего около 14 млн тонн нефти, половина из которой - российская.

В стране, говорит аналитик, цены на ГСМ устанавливаются не на основе реалий местного рынка, а глядя на рынки других государств. Эксперт, так же подчеркнул то, что согласно разработанным Министерством нефти и газа правилам, цена на топливо должна меняться в зависимости от мировой цены на нефть. По мнению экономиста, это было бы логично, если бы Казахстан – подобно странам Европы и США - был импортером нефти. 

Существующий подход к ценообразованию, по словам эксперта, позволяет ресурсодержателям получать значительную маржу за счет разницы между мировыми ценами и себестоимостью (не превышающей 30 долл/баррель) добываемой в стране нефти.

Антимонопольные ведомства регулируют субъекты топливного рынка, относящиеся только к малому и среднему бизнесу, по мнению аналитика, упорно «забывая» про оптовиков, тем самым, давая карт-бланш крупному бизнесу, интересы которого преобладают над интересами государства и большинства населения.

Еще одной причиной высоких цен на топливном рынке Смирнов считает, высокие удельные затраты на переработку сырья на НПЗ. По оценкам экспертов, стоимость переработки нефти в РК вдвое превышает эти затраты в развитых странах. В целом сложившаяся с ценами на ГСМ ситуация, по мнению экономиста, является результатом системных ошибок правительства, которое с 1990 годов и до сих пор не может наладить производство топлива в объемах, покрывающих нужды страны, ни постройкой нового НПЗ, ни расширением и модернизацией действующих.

Для регулирования цен на топливном рынке, по оценке Сергея Смирнова, во-первых, необходимо обеспечить максимальную прозрачность топливного рынка страны. Во-вторых, ввести регулирование оптового рынка.

Узнавайте больше об интересных событиях в Казахстане и за рубежом.
Подписывайтесь на нас в Яндекс Дзен

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

топливо бензин в Казахстан АЗС Алматы

21.01.2013 • 15:53 3648

Поделиться
Цены на топливо в РК нельзя назвать адекватными
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика
    Система Orphus