По данным Бюро национальной статистики, выпуск легковых автомобилей за десять месяцев текущего года составил рекордные 61,8 тыс. — на 19% больше, чем годом ранее. Такие данные приводит energyprom.kz.
В стоимостном выражении производство автотранспортных средств, трейлеров и полуприцепов достигло за десять месяцев 556,9 млрд тенге против 460,9 млрд тенге в аналогичном периоде прошлого года. Это 31,6% от всего сегмента казахстанского машиностроения. Капитальные инвестиции в секторе тем временем за десять месяцев составили 9,6 млрд тенге, или около 21% от всех капвложений в сферу машиностроения.
Что касается экспорта, по данным профильной ассоциации, АКАБ, за январь–октябрь текущего года на внешние рынки было отправлено 9,7 тыс. автомобилей. Рост за год составил свыше 60%. Более того, показатель в 3,7 раза превысил экспортные объемы полного 2019 года.
Таким образом, на экспорт отправлено уже 16% всех произведенных в РК «железных коней» против 10% годом ранее и лишь чуть более 5% — в аналогичном периоде 2019 года.
Основное экспортное направление для казахстанского автопрома — Россия: 5,6 тыс. авто, рост — вдвое за год. В число приоритетных стран также входит Узбекистан: 3,6 тыс. автомобилей, плюс 13% в сравнении с предыдущим годом.
Кроме того, казахстанские автомобили экспортировали в Беларусь и Кыргызстан, и хотя по обоим направлениям количественные показатели еще относительно невелики (464 и 110 автомобилей соответственно), рост экспорта при этом весьма значителен (почти вдвое для Кыргызстана и сразу в 8,4 раза — для Беларуси), что говорит о позитивной динамике экспортной экспансии в этих направлениях.
Также впервые зафиксирована поставка в Азербайджан: 2 автомобиля были отправлены именно в эту страну.
Самый ходовой экспортируемый бренд — Chevrolet, автомобили которого производят в РК на костанайском заводе «СарыаркаАвтоПром». На внешние рынки поставлено уже 4 тыс. автомашин этого бренда — на 92% больше, чем годом ранее. Кроме того, с этого завода на экспорт отправлено 2,3 тыс. автомобилей JAC, рост за год — в 2,2 раза.
Еще 3,5 тыс. (плюс 19% за год) экспортированных авто относятся к марке Hyundai. В РК легковые автомобили этого бренда производятся в Алматы, на заводе Hyundai Trans Kazakhstan.
Машиностроение в целом, как и автомобилестроение в частности, остается одним из ключевых драйверов реального сектора и экономики РК. Так, по данным официального портала премьер-министра РК, в январе–октябре 2021 года рост экономики Казахстана составил 3,5%.
При этом в разрезе отраслей обрабатывающей промышленности для продукции машиностроения отмечен динамичный рост производства — на 19,5%, в том числе автомобилестроения — на 23,4%.
Для сравнения: в горнодобывающей промышленности лишь наметился выход в положительную зону роста, а объем производства в отрасли в отчетном периоде увеличился всего на 0,1%.
Одной из приоритетных задач для страны остается сохранение высоких темпов производства в реальном секторе и активное стимулирование вывода продукции на экспорт. Автопром РК с этой задачей вполне справляется.