До трети пенсионных накоплений граждан РК, аккумулированных в АО «Единый накопительный пенсионный фонд» (ЕНПФ), могут быть в 10-летней перспективе инвестированы во внешние активы, сообщил председатель Национального банка РК Кайрат Келимбетов.
«Мы поставили в 10-летней перспективе в качестве возможного идеального портфеля 33% вложений в ГЦБ, 33% – в различные инструменты банков, и 33% – во внешние активы», – рассказал г-н Келимбетов газете «Панорама». Напомним, что ранее структура инвестиционного портфеля пенсионных фондов до объединения была следующая: 47% – государственные ценные бумаги (ГЦБ), 27% – вложения в банки в виде облигаций и депозитов, 12% – инвестиции в зарубежные активы, остальное – инвестиции в корпоративный сектор. Изменение инвестиционного портфеля может нести в себе определенные риски.
Вырастут ли риски в связи с изменением инвестиционного портфеля, по мнению Дамира Сейсебаева, директора департамента аналитики АО «Private Asset Management», зависит от того, в какие активы и с какой целью инвестировать. «Если в сравнении с активами внутреннего рынка, то добавляется валютный риск, но ряд рисков может быть снижен, например, риск ликвидности, а также несистематические риски за счет диверсификации», – объяснил эксперт. Но в то же время он заметил, что в любом случае любые инвестиции несут риски.
Аналогичного мнения придерживается и Тимур Омоев, финансовый аналитик, который говорит, что любые инвестиции, в том числе и вложение средств ЕНПФ в иностранные активы, сопряжены с риском. Как он считает, вопрос здесь заключается в том, риски какого размера готов принимать на себя инвестор, и в том, как он этими рисками управляет. Кроме того, г-н Омоев подчеркнул, что максимальная доходность при заданном уровне риска или, наоборот, минимизация риска при заданном уровне доходности достигается при как можно более широкой диверсификации инвестиций в финансовые активы.
В свете вышесказанного становится видно, что прямого ответа на данный вопрос не существует. Например, говорит г-н Омоев, инвестиции в ценные бумаги государственных и частных зарубежных эмитентов с кредитными рейтингами выше суверенного рейтинга Казахстана при прочих равных условиях будут сопряжены с меньшим уровнем риска, чем вложения в казахстанские ГЦБ и ценные бумаги местных эмитентов. Как было отмечено выше, очень многое будет зависеть от системы управления рисками, налаженной в ЕНПФ. Поэтому, учитывая достаточно консервативную инвестиционную политику ЕНПФ, по мнению г-на Омоева, можно ожидать, что вложение средств ЕНПФ во внешние активы с очень большой вероятностью приведет к снижению рисков в целом по инвестиционному портфелю фонда.
Дамир Сейсебаев уверен в том, что подвергать пенсионные накопления высоким рискам не будут. Эксперт предположил, что будут рассматривать инвестиции в государственные облигации иностранных государств, корпоративные облигации и акции первоклассных эмитентов.
Экономист Шамиль Дауранов пояснил, что если бы внешние финансовые рынки (развитые) представляли собой крупные риски для вложения капитала, то вряд ли этот фактор являлся одним из наиболее действенных методов давления на Россию со стороны Запада по украинской проблеме. При этом экономист отметил, что не все рынки и ценные бумаги внешнего рынка имеют категорию большой надежности. Однако г-н Дауранов уверен в том, что те менеджеры, которых наймет НБК как оператор по размещению средств пенсионного фонда на финансовом рынке, большие профессионалы и знают свое дело. «Проценты по этим вкладам будут невысокими, но надежными», – сообщил он.
Более того, пересмотр инвестиционного портфеля ЕНПФ эксперты связывают с высокими рисками инвестирования на внутреннем рынке. «Очевидно, что пенсионная реформа была проведена в Казахстане для того, чтобы высвободить государственные финансовые ресурсы для финансирования бюджетных программ, а накопленные средства казахстанцев должны в большей мере работать на финансовом рынке и приносить доход своим коллективным вкладчикам», – говорит г-н Дауранов. При этом экономист отметил, что внутренний корпоративный финансовый рынок небольшой по объему и весьма рискован для долгосрочного вливания инвестиций.
К тому же, по информации г-на Дауранова, в настоящее время в Казахстане проявляются тенденции снижения темпов развития экономики, экспортной выручки и бюджетных поступлений. В этих условиях, как рассказал экономист, содержание пенсионных фондов в основном за счет эмиссии государственных ценных бумаг провоцирует инфляцию и ведет к обесценению доходов страны. «Происходит макроэкономическое разбалансирование, что может в стратегической перспективе привести к кризису, подобному первой половины 90-х годов прошлого века», – рассказал Шамиль Дауранов. Именно по этим причинам решение НБК по диверсификации размещения средств пенсионного фонда экономист считает своевременным и стратегически правильным.
Еще одной причиной, по которой может быть пересмотрен инвестиционный портфель ЕНПФ, по мнению г-на Сейсебаева, является невысокая емкость внутреннего рынка. Дело в том, что низкая ликвидность внутреннего рынка не позволяет размещать средства вкладчиков в полном объеме на внутреннем рынке и при этом получать необходимую доходность. В то же время увеличение доли внешних активов, как рассказал аналитик, означает сокращение доли внутренних, а они преимущественно инвестированы в государственные ценные бумаги, которые по состоянию на 1 июля 2014 года составляют 49,5% активов. Он также предположил, что увеличение внешних заимствований позволит несколько сократить заимствования на внутреннем.
Помимо разумности и целесообразности максимально возможной диверсификации инвестиционного портфеля ЕПНФ, отмеченной выше, причиной этого пересмотра инвестиционной политики фонда, по словам г-на Омоева, мог быть и недостаток качественных инструментов, обеспечивающих необходимую доходность на внутреннем рынке. При этом эксперт отметил, что портфель с 33% вложений в ГЦБ, 33% – в инструменты банков и 33% – во внешние активы он не может назвать идеальным. По оценке Тимура Омоева, если основной целью ЕНПФ является приумножение вкладов его участников, а не обеспечение финансирования государственного долга Казахстана и коммерческих банков, структура портфеля ЕНПФ, как и НПФ до создания единого фонда, может считаться излишне перекошенной в пользу казахстанских эмитентов. Со своей стороны Дамир Сейсебаев оптимальной структурой портфеля считает следующее распределение: 30% – ГЦБ, 30% – инструменты БВУ, 30% – акции первоклассных эмитентов на зарубежных рынках, 10% – прочее, включая деньги.
О том, в какие активы будут вкладывать наши пенсионные накопления, эксперты пока не могут сказать. Но Тимур Омоев предположил, что с учетом нормативных ограничений и консервативности ЕНПФ можно ожидать, что средства фонда будут в первую очередь вложены в государственные ценные бумаги стран, имеющих самые высокие кредитные рейтинги. Помимо них, по оценке эксперта, могут быть рассмотрены инвестиции в низкорисковые долговые ценные бумаги зарубежных корпоративных эмитентов. «Вероятность, но не целесообразность вложений в отдельные долевые ценные бумаги (акции) заметно ниже. Скорее всего, вложения в долевые ценные бумаги, если таковые будут иметь место, будут проводиться путем участия в индексных фондах», – говорит он.