Первое кредитное бюро (ПКБ), DASCO Consulting Group и Tengri Partners опубликовали второй выпуск аналитического обзора «Бежевая книга Казахстана» (Beige Book) за I квартал 2021 года. В опросе приняли участие 459 респондентов, 97% из которых — представители малого и среднего бизнеса. При этом почти половина всех опрошенных предпринимателей — из Алматы, Нур-Султана и Шымкента, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz со ссылкой на пресс-службу ПКБ.
По итогам опроса состояние компаний малого и среднего бизнеса респондентами оценивается как нестабильное, но ухудшения по сравнении с прошедшим кварталом не произошло.
По оценкам предпринимателей, МСБ прикладывает большие усилия, чтобы справиться с непростой ситуацией на рынке, но их возможности истощаются. В условиях пандемии бизнес ждет от государства действий, компенсирующих возникшие потери.
«Было бы несправедливым сказать, что государство совсем не поддерживает предпринимателей, но опросы показывают, что остается ряд институциональных проблем, ожидающих большей активности со стороны государства», - пояснили в ПКБ.
В сфере занятости также сохраняются неблагоприятные условия. Рынку труда в Казахстане всегда были присущи два дефекта, которые не удается устранить и сейчас: низкая мобильность рабочей силы и дефицит качественных эффективных кадров. Респондентами также отмечено существенное преобладание низкоквалифицированных работников над квалифицированными.
Снижение индекса
конкуренции в первом квартале этого года по отношению к предыдущему является
незначительным — с 0.395 до 0.384. На основе трех замеров делать однозначные
выводы еще рано. Тем не менее, очевидно,
что слаборазвитая конкурентная среда сдерживает техническое развитие, рост
качества персонала и управления производством.
Казахстанский аналитический проект beigebook.kz, реализован на безе прямых опросов предпринимателей. Вы можете ознакомиться с полной версией обзора на сайте www.beigebook.kz. Также, если вы предприниматель, пройдите опрос о состоянии вашего бизнеса в текущий период. Для формирования ежеквартального обзора необходимы регулярные ответы предпринимателей, чтобы отслеживать как новые тенденции на рынке, так и изменение предыдущих мнений.