В Казахстане до сих пор не работают 40% или 68 тыс. объектов бизнеса из сферы общественного питания. Это караоке, банкетные залы, фуд-корты. Если до пандемии в стране действовали 95
тыс. точек общепита, то на сегодня возобновили работу всего 27 тыс. Об этом на онлайн-конференции «Что поможет отрасли общественного питания выйти из коронакризиса и сохранить оставшийся бизнес?» рассказала советник председателя правления Ассоциации общественного питания РК Вероника Нурпеисова, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Она отметила, что с 1 марта открылись боулинги и бильярдные, разрешены семейные мероприятия с заполняемостью залов до 50%, но не более 50 человек. Но послабления ограничительных мер касаются только субъектов бизнеса в регионах из «зеленой зоны».
При этом долги за 2020 год заведений сферы общепита в мегаполисах составляют от 10-11 млн тенге ежемесячно, в малых городах от 5 млн тенге. Сюда входит задолженность по коммунальным услугам, стоимость которых за год выросла от 38% до 42%, аренде помещений и расчетам с поставщиками, добавила советник председателя правления ассоциации.
«Обращаемся к коммунальным службам. Пойдите навстречу малому и среднему бизнесу. Отнеситесь лояльно к выплатам долгов и предоставьте возможность каникулярных отчислений за услуги для того, чтобы не отключать субъектам МСБ свет и воду. Бизнес, который не работал в течение года, просто не знает, когда вы отключили свет и воду, и часто не получает уведомление на отключение», - обратилась Вероника Нурпеисова к поставщикам коммунальных услуг.
Еще одна проблема - долги по кредитам. Не все банки идут навстречу предпринимателям из сферы общественного питания. Она пояснила, что 80% организаций рынка общепита работают по договору арендной платы и брали кредиты под оформление на предпринимателя или физическое лицо. Поэтому ассоциация предлагает законодательно ввести понятие «банкротство физического лица».
«Во всем мире существует практика: если человек действительно является банкротом из-за проблем в бизнесе и есть подтверждающие документы, то кредиты, долги могут списываться либо частично, либо полностью. Основной посыл этой идеи в том, чтобы не дать физическому лицу лишиться собственного имущества из-за долгов банку. По статистике чаще всего кредит бизнесмены берут как физическое лицо под залог собственного имущества. Предлагаем также, чтобы этот закон распространялся и на индивидуальных предпринимателей, так как они не относятся к юридическим лицам, и Закон «О банкротстве юридических лиц» на них не распространяется», - пояснила советник председателя правления Ассоциации общепита.
Бизнесмены из сферы общественного питания также предложили продлить режим работы заведений из «зеленой зоны» и изменить требования по заполняемости. Спикер пояснила, что будет правильнее привязать лимит не к количеству посетителей, а к квадратным метрам - 5м2 на человека. Это не превысит нормы по заполняемости (сейчас 50% - Ред.), но позволит рентабельно работать проектам с большей площадью.
При этом предприниматели готовы использовать приложение Ashyq. Субъекты бизнеса, которые используют сервис и входят в список первого этапа пилотного проекта, работают с определенными преференциями, отметила Вероника Нурпеисова. Ассоциация ждет, что на втором этапе к проекту присоединятся точки общественного питания, на третьем – из сферы бизнеса, которые остаются все еще закрытыми.
«На сегодня есть и проблема с мониторинговыми группами (МГ). Например, члены мониторинговых групп не представляются. ННП «Атамекен» был разработан пакет из 5 требований вместо предыдущих 25, по которым проверяют МГ. Очень часто члены групп превышают свои полномочия. Поэтому мы хотим масштабировать пилотную программу статистики работы мониторинговых групп, которая сейчас запущена в Туркестанской области, на весь Казахстан. Удобство программы заключается в том, что она показывает, сколько раз и куда приходила мониторинговая группа», - отметила на конференции спикер.
В Казахстане с начала пандемии 13 видов бизнеса все еще не возобновили работу, добавил заместитель председателя правления НПП РК «Атамекен» Нариман Абильшаиков.
Читайте также
Об участии в пилотном проекте рассказала директор «Space fitness» Анастасия Егорова