В городах, куда приезжает много туристов, продаются тонны открыток, их привозят с собой из путешествия, чтобы для галочки подарить знакомым, дальним родственникам. Они в свою очередь принимают их с улыбкой, но вскоре в лучшем случае делают их закладкой в книге, в худшем – просто выбрасывают. С помощью технологии дополненной реальности (augmented reality, AR) обычная безделушка превращается в источник эмоций для людей, считает создатель AR-открыток под брендом Qwazar, бизнесмен Владислав Дударев. Чуть больше года назад вместе со своей командой он разработал и запустил первую версию Kazar только для Казахстана, а затем решил выйти на международный рынок, создав Qwazar и превратив идею с открытками в отдельную бизнес-модель.
- Владислав, как открытки оживают?
- Сама открытка обычная, все дело в мобильном приложении, мы создали его на основе дополненной реальности. Кладете на ладонь открытку, например, с изображением Вознесенского собора в Парке 28 гвардейцев-панфиловцев, запускаете приложение на смартфоне, наводите телефон на картинку с храмом, и он «вырастает» в пространстве, становится объемным. У каждой 3D-модели есть озвучка для того, чтобы можно было больше узнать о достопримечательности на открытке. Есть еще видеоконтент, который также отражается с помощью мобильного приложения.
- На открытках я могу посмотреть объект со всех сторон – сбоку, спереди, сзади, сверху. А внутрь, например, мечети Хазрет Султан можно войти?
- Не всякий телефон позволит это сделать. iPhone, да, а недорогой телефон c Android не потянет такую технологию, и в результате владелец коллекции будет разочарован, станет нас ругать. Мы этого не хотим. Но с технической точки зрения это возможно. Мы делали отдельный проект для строительной компании, у нее планировка квартиры схематично изображена на бумаге, направив на нее телефон с приложением, можно увидеть трехмерную модель квартиры со всей мебелью, техникой, освещением, паркетом. Но приложение мы устанавливали на iPad последней модели, с которого сотрудники компании демонстрировали квартиры заказчикам.
- Без приложения эти открытки становятся как масса других, верно?
- Да, чтобы использовать дополненный контент, нужно скачать приложение. Первую версию открыток Kazar мы запустили только для Казахстана, чтобы протестировать как бизнес-идею прежде всего на нашем рынке. К сожалению, у нас не туристическая страна, но она очень красивая, нам есть что показать и рассказать. Комплект открыток об Алматы и Нур-Султане у нас заказал Visit Almaty, компания является нашим постоянным клиентом. В конвертах по 10 открыток о наших достопримечательностях и красивых местах природы.
- Что в Visit Almaty с ними делают?
- Их используют для презентаций о нашей родине за рубежом, то есть вместо того чтобы раздавать аудитории «простыни» с текстом или уже всем приевшиеся буклеты, они рассказывают о Казахстане с помощью «живых» открыток. Когда мы поняли, что наш продукт пользуется спросом на местном рынке, решили выйти за рубеж и создали Qwazar. Первой страной нашего присутствия стал Таиланд.
- В Казахстане и в этих странах не было ничего подобного?
- Аналогов нет.
- Вы проверяли?
- Да. Есть поздравительные открытки, но в сфере туризма пока ни одна компания не упаковала в конверт 10 открыток с дополненной реальностью про Казахстан с аудиогидом на разных языках. Причем количество языков не ограничено, в стандартном пакете озвучка на казахском, русском, китайском и английском. Но в любой момент можно добавить перевод на любой другой язык, который захочет заказчик. В этом году мы планируем усовершенствовать наш продукт. Например, вы иностранец и прилетели в Нур-Султан, поехали посмотреть Хазрет Султан и решили снять видео в мечети. Затем его же можно добавить в приложение и потом, наведя телефон на открытку, сможете не только увидеть объемную модель мечети, но и посмотреть то самое видео. Получается не просто коллекция открыток, а уже AR-альбом.
- Для пользователя ваше приложение бесплатное, на чем же вы зарабатываете?
- На ключах-лицензиях к каждому конверту с открытками. Например, у нас есть дистрибьютор в Паттайе, он получает от нас все исходники, по которым печатает в обычной типографии тираж открыток с изображением местных достопримечательностей, упаковывает их в конверты и на каждый клеит наш лицензионный ключ. Для конечного потребителя такой конверт стоит 10 долларов. Наши потенциальные конкуренты – это производители магнитиков, но это уже несовременно и неинтересно. Много магнитиков вам или вашим близким привезли знакомые из поездок? Мне ни одного.
- Много у вас дистрибьюторов?
- В Казахстане он единственный. Занимается продажей всех ключей, то есть на местном рынке мы уже не имеем права этим заниматься. В Таиланде есть дистрибьюторы, их пока не так много, как хотелось бы. Во-первых, мы еще маленькие – нам чуть больше года, во-вторых, пандемия помешала осуществлению наших амбициозных планов на 2020 год.
- А в том же Таиланде вы можете продавать ключи, не повторяя ошибку с единственным партнером, как в случае с Казахстаном?
- Да, конечно, можем. Но я не считаю выбор одного дистрибьютора в Казахстане ошибкой, мы ориентируемся именно на иностранные рынки. Приобретая у нас дистрибуцию, зарубежная компания получает все исходные файлы, видит все свои ключи, сколько из них активировано, может добавить новый, если владелец коллекции хочет кому-то ее передарить, может управлять своим рекламным блоком, добавлять экскурсии, управлять ценами. Для типографии написана понятная инструкция: как напечатать открытки, в каком формате, чтобы продукт был нужного качества. Дистрибьютору это выгоднее, чем если бы мы тут отпечатывали открытки и отправляли ему бумагу. Карантин невечный и туристический рынок один из самых быстрорастущих в обычное время. Когда локдауны отменят, сработает эффект отложенного спроса, и люди возобновят путешествия.
- Вы сказали про рекламный блок и управление ценами. Это часть той самой бизнес-модели, о которой вы упомянули в начале нашей беседы?
- Да. Вот вы прилетели в Турцию, заселились в отель, пару дней провели на пляже, а потом вам стало скучно, захотелось куда-то поехать. Нужно либо воспользоваться услугами гида, которого вам выбрала туристическая компания и который часто приезжает с опозданием, либо самой выбраться в город на экскурсию. Партнеры за рубежом в рекламный блок нашего приложения могут добавить экскурсии, описания к ним, указать цены и туристу не нужно все это искать на других сайтах. Кликнув на вкладку, например, реки, водопады, водоемы, он отправляет заявку дистрибьютору, тот передает ее гиду, и он уже связывается с туристом.
- Все звучит так просто. Хоть с чем-то у вас возникли сложности? Может быть, приложение было сложно или дорого создать?
- Мой основной бизнес в сфере автоматизации торговли и под него я набирал отдел разработки, поэтому само приложение не стоило ничего – его делали наши сотрудники.
Когда я вернулся из поездки с другом из Эмиратов, где собственно нам и пришла в голову идея создать современные открытки, обсудил ее с командой, и уже через месяц мы сделали первую версию приложения. В каждом duty-free обычные открытки веером стоят, и их покупает куча народа, при этом каждая стоит 1-1,5 доллара. Мы с другом оба бизнесмены и стали анализировать уровень маржинальности по ним, там же 300-400%, потому что печатают большим тиражом и это обходится дешево. После создания приложения мы встретились с ребятами из Visit Almaty, показали им нашу разработку, и еще через 2 месяца у нас была версия Kazar.
- Сколько ключей вы уже продали?
- В Алматы за год продано 10 тысяч, в Таиланде из-за пандемии только тысяча.
- А цена у них какая?
- Наша цена 3 доллара за ключ. Но как я сказал, это не просто продажа ключей, а целая бизнес-модель, которая предоставляет возможность заработать дистрибьютору, который печатает открытки у себя в стране и продает их в конвертах, и дилерам – тем, кто непосредственно коммуницирует с туристами. Мы, дистрибьютор и дилер зарабатываем по 3 доллара, плюс 1 доллар - это затраты на печать открыток. В результате для конечного потребителя открытки обходятся, как я сказал, в 10 долларов. На то, чтобы добавить коллекцию о новой стране, у нас уходит максимум 2 недели.
Я уверен, что в ближайшее время нас начнут копировать, и тогда нам надо будет становиться сильнее.