Рестораторы Алматы о возможной второй волне коронавируса

Какая господдержка необходима отрасли и какие меры принимают сами бизнесмены

Share
Share
Share
Tweet
Share

Специалисты сервиса доставки еды Chocofood поговорили со своими партнерами о второй волне коронавируса, нововведениях и необходимой помощи государства. 

Arshat Baktygali,  Marketing Manager McDonald`s

1. Какие нововведения появились в вашем бизнесе после первого карантина?

В качестве нововведения могу отметить оперативное формирование антикризисной команды сразу после получения информации о первых зараженных в Казахстане. Антикризисная команда активно работает до сих пор, так как мы прекрасно понимаем, что негативное влияние данного «черного лебедя» будет продолжаться еще достаточно долго. Работа антикризисной команды помогла оперативно реагировать на все изменения в период «турбулентности». Поскольку никто не знал и никогда не узнает, по какому именно сценарию пойдет ситуация в стране в рамках пандемии, наша команда предварительно отрабатывала действия на несколько возможных сценариев, что помогало оперативно реагировать на ситуацию. Я считаю, что благодаря этому наша компания достойно преодолевает все трудности в это сложное время.

Конечно, в числе нововведений также нужно отметить соблюдение всех требований и процедур по предотвращению заражения и распространения вируса на рабочем месте. Это повышенные требования к работе ресторанов, меры по обеспечению безопасности визитов наших гостей, изменения в графике работы заведений, удаленная работа сотрудников офиса и т. д.

В рамках маркетинговой стратегии мы перестроили свой календарь и вели коммуникацию по сервису McDrive, который позволяет гостям ресторанов заказывать любимые блюда, не выходя из своих автомобилей, это удобно и безопасно.

Также мы разработали отдельную платформу «Безопасность+», в рамках которой рассказываем гостям о мерах, применяемых в наших ресторанах для обеспечения безопасности здоровья посетителей, а также напоминаем и призываем соблюдать все требования и процедуры для предотвращения заражения вирусом. Эта коммуникация транслируется через специальные таблички в наших ресторанах и на официальных страницах в соцсетях.

2. Все говорят о возможности второй волны. Как вы готовитесь? 

В целом мы готовы ко второй волне, если она случится. Первая волна показала, что наши рестораны способны продолжать деятельность даже в период локдауна. Во время первого локдауна почти все наши департаменты отработали возникающие внештатные ситуации, поэтому в случае аналогичных условий - мы будем готовы. В части маркетинга мы также имеем дополнительные коммуникации для разных сценариев развития событий.

Даже если не будет второй волны пандемии, COVID-19 продолжит влиять на бизнес. Даже без роста заболеваемости люди будут бояться возможного заражения, из-за чего они будут ограничивать посещение популярных мест, что также ударит по бизнесу.

 3. Какие меры помогли бы вашему бизнесу? 

Необходимо напомнить, что в период чрезвычайной ситуации и карантина основным регулятором деятельности бизнеса выступают государственные органы и причастные к ним организации.

Поэтому в первую очередь было бы хорошо преждевременно получать актуальную и корректную информацию от госорганов по изменениям в работе субъектов бизнеса. Достаточно часто нам приходилось бросать все дела и вносить мгновенные изменения по новым требованиям госорганов. Были случаи расхождения между указаниями регулирующих и действиями исполнительных органов, которые проверяли бизнес на предмет соблюдения выдвигаемых мер безопасности.

 Кроме этого, как многие знают, сектор потребления еды вне дома (Informal Eating Out) был одним из самых пострадавших направлений бизнеса. Недавно я читал статью о том, что, по результатам исследований в России, 30% бизнеса в данном секторе не откроются после второй волны карантина. Могу предположить, что у нас будет аналогичная ситуация, если не хуже. Несмотря на то что мы работаем в период карантина, мы также имеем низкие объемы продаж из-за ограничений по времени работы, количеству посадочных мест, а четыре наших ресторана в торгово-развлекательных центрах полностью закрыты с марта, то есть уже 6 месяцев. Поэтому, по моему мнению,  государство должно продолжить поддерживать бизнес, предоставляя льготы: налоговые и кредитные каникулы. Особенно важно поддерживать людей, которые остаются без работы из-за закрытия заведений. Без поддержки многие компании закроются, а оставшиеся будут очень долго оправляться от негативных последствий COVID-19.

Юрий Негодюк, основатель и совладелец сетей Pinta, BAO, Tomato, Paul Café, Banka bar, Spirit bar, NY Hell's Kitchen и прочих проектов

1. Какие нововведения появились в вашем бизнесе после первого карантина?

Мы сократили количество промоакций, убрали практически все скидки. Это связано с тем, что для нас до сих пор действует ограничение по количеству гостей, которых мы можем принимать в ресторанах. У нас нет надобности привлекать новых, так как сейчас не всегда удается разместить всех желающих. Второе — мы оптимизировали все касты, сократили персонал, сократили себестоимость, аренду и оплату везде, где было возможно договориться.  Активно занялись доставкой, начали работать почти со всеми агрегаторами, также открыли свой отдел доставки, колл-центр. Он хорошо заработал, думаем, что и дальше будем развивать это направление. 

2. Все говорят о возможности второй волны коронавируса. Как вы готовитесь?

Будем делать то же самое, что уже делали во время первой волны COVID-19: где-то закрывать рестораны, кого-то отправлять в отпуск без содержания. Опыт работы в таких условиях есть.

Очень надеюсь, что повторного жесткого карантина уже не будет. Во-первых, ВОЗ рекомендует не вводить такие меры, так как это слишком губительно для экономики. Во-вторых, есть опыт лечения этой болезни, протоколы прописаны, люди идут на поправку быстрее, также у правительства есть опыт работы в карантинных условиях. Думаю, что скорее всего могут ввести частичные ограничения, такого локдауна, как в первый раз, уже не будет.

3. Какие меры помогли бы вашему бизнесу?

Нам очень бы помогло сокращение налогов, которые у нас достаточно высокие. Ресторанный бизнес, как правило, платит высокий НДС, потому что зачета в НДС очень мало. Мы в основном покупаем овощи и фрукты на рынке, а там индивидуальные предприниматели продают товары без НДС. Поэтому для нас это очень обременительно - 12%, плюс КПН - 20% каждый год. 

Было бы отлично, если ограничения, которые действуют для ресторанов, стали более логичными. Почему мы можем сажать в ресторан размером 1000 квадратных метров 50 человек и аналогично сажаем 50 человек на 100 квадратных метров? Должна быть какая-то логика в таких распоряжениях. Было бы хорошо, если бы ресторанам продлили время работы. Мы работаем до 11 часов, но для нас это неприемлемые часы работы, наш потребитель  — вечерний.

Дмитрий Чусов, операционный директор Lanzhou

1. Какие нововведения появились в вашем бизнесе после первого карантина?

В период локдауна мы начали оптимизацию бизнеса, сократии расходы и ФОТу, количество точек. Усилили работу службы доставки, что дало нам возможность сохранить рабочие места и не дать гостям забыть вкус нашей продукции, дополнительно подключили агрегаторы по доставке еды. 

2. Все говорят о возможности второй волны. Как вы готовитесь?

Сегодня мы просчитываем риски и расходы ежедневно.  Разработаны несколько видов входа в карантин и регламент действий. Также запустили формат павильона, который сейчас проходит тестирование. Это даст нам возможность работать на вынос и доставку, иметь наибольшее количество точек, чтобы максимально охватить территорию города. 

3. Какие меры помогли бы вашему бизнесу?

Большой помощью для ресторанов был бы четкий алгоритм работы в период карантина. Нам необходимо планировать бизнес-процессы. Работа вслепую убивает бизнес, возможность отреагировать вовремя снижается до минимума. Подушка безопасности съедена. Поэтому льготное финансирование было бы ощутимой помощью в случае ввода второго локдауна. А  снижение ставок налогов на 2020 и 2021 годы дало бы нам возможность восстановиться.  Ведь снижение на несколько месяцев не даст существенных результатов, так как мы до сих пор работаем в ограниченном режиме и полностью не восстановились.

Евгения Слободян, маркетолог Papa John`s

1. Какие нововведения появились в вашем бизнесе после первого карантина?

Здесь необходимо понимать, что Papa John’s Казахстан имел в своем арсенале мировой опыт работы во время карантина. Мы, как компания, относящаяся к мировой франшизе, ориентировались на опыт стран, которые первыми столкнулись с различными ограничениями во время пандемии. Среди них некоторые страны Европы и Россия. Наверное, нам было немного легче адаптироваться к изменениям.

В первую очередь нам помогло то, что у нас развита своя система доставки и приема заказов онлайн. Мы смогли быстро адаптироваться к сложной ситуации, ввести бесконтактную доставку и существенно расширить ее зону. Такие изменения позволили нам увеличить количество заказов на самовывоз на 15% и на 40% на доставку. В какой-то степени карантин помог нам оценить наши возможности, так как даже после его отмены и снятия блокпостов мы не стали сокращать зону доставки.

2. Все говорят о возможности второй волны. Как вы готовитесь?

Мы, естественно, рассчитываем на то, что нашей стране удастся избежать второй волны коронавируса. Однако необходимо отметить, что мы уже к ней готовы. Плюс, у нас уже есть опыт. Мы внимательно относимся ко всем санитарно-гигиеническим требованиям и предписаниям главного санитарного врача. Следим за здоровьем наших сотрудников и принимаем все меры для безопасности наших гостей.

3. Какие меры помогли бы вашему бизнесу?

Львиная доля наших затрат – это оплата аренды помещений, в которых находятся наши рестораны. Поэтому прежде всего необходимы комплексные меры для помощи владельцам коммерческой недвижимости. Чтобы они в свою очередь могли помочь нам снижением арендных ставок, пока действуют ограничения на количество посадочных мест и режим работы ресторанов.

Диас Нургожин, CEO RUMI

1. Какие нововведения появились в вашем бизнесе после первого карантина?

Если говорить о каких-то абсолютно новых бизнес-процессах, то таких нет. Из нового - появилась большая статья расходов на соблюдение всех карантинных мер (антисептики, маски и т. д.) и соответствующие постоянные мероприятия (обработка поверхностей, дезинфекция помещений и т. д.). При этом количество посадочных мест сократилось, соответственно доход уменьшися на 50-70%.

2. Все говорят о возможности второй волны. Как вы готовитесь?

Усиленно развиваем доставку, готовим к запуску проект по полуфабрикатам для реализации в магазинах, оптимизировали расходы.

3. Какие меры помогли бы вашему бизнесу? 

Оплата аренды за счет государства или на законодательном уровне снижение арендной ставки  до 0 во время карантина. Но лучше, чтобы государство выплачивало арендодателям какой-либо процент, так как у них тоже есть свои финансовые обязательства. Бизнесу помогла бы и мера по предоставлению общественного транспорта для сотрудников компаний, которые работают во время локдауна. Еще одна мера - ежемесячные выплаты в размере от 200 тыс. тенге тем, кто полностью потерял доход или большую его часть.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Новости партнеров: