USD
524.66₸
+2.170
EUR
550.21₸
+2.330
RUB
5.09₸
+0.030
BRENT
73.69$
+0.100
BTC
104957.00$
-1030.000

Как бизнесу укрепить «иммунитет» во время COVID-19

Предприниматели поделились с Kapital.kz практическими рекомендациями

31516

Какими бы страшными пандемия и ее последствия ни казались сейчас, бизнес их переживает и переживет. В разговоре с корреспондентом центра деловой информации Kapital.kz предприниматели одной из самых сложных отраслей экономики – производства – поделились своим опытом работы во время коронакризиса и дали несколько советов о том, как предприятию не погибнуть во время турбулентности на рынке.

Сергей Дунаев в бизнесе уже 25 лет, а значит, успел пережить несколько кризисов и девальваций. В 1996 году он создал компанию «РНР», которая начала с того, что стала импортером бумажно-гигиенической продукции одной из глобальных компаний.

«Но в один прекрасный день я осознал, что не хочу заниматься просто куплей-продажей, и решил организовать собственное производство. Сейчас понимаю, что нужно было раньше начать это делать. В итоге в 2008 году мы запустили собственный цех, где стали выпускать обеденные салфетки, кухонные и листовые бумажные полотенца, специальные салфетки для ресторанов, туалетную бумагу», – рассказал Сергей Дунаев.

Как бизнесу укрепить «иммунитет» во время COVID-19 505029 - Kapital.kz

Ежемесячно цех перерабатывает 200 тонн сырья, но с легкостью может увеличить мощность до 500 тонн. У компании сформировался большой круг клиентов: торговые сети, в частности, сеть «Магнум», «Рамстор», «Скиф», обычные магазины, предприятия сферы HoReCa.

«Для каждой торговой сети мы создали отдельный бренд. В «Магнуме» это торговая марка «Все в дом», в «Скифе» - бренд «Выгодно». Дело в том, что каждая сеть хочет продавать продукцию эксклюзивного бренда», – пояснил наш собеседник.

Пандемия внесла свои корректировки в бизнес компании. Ресторанам, кафе и отелям запретили принимать гостей, соответственно, эта часть партнеров компании «РНР» перестала закупать ее продукцию.

«Также мы тесно работали с авиакомпанией «Эйр Астана», но из-за того, что полеты во время первого карантина запретили, а во время второго количество рейсов остается ограниченным, это также повлияло на продажи», – добавил Сергей Дунаев.

На сферу HoReCa приходилось 30% произведенной продукции компании, уточнил он. Частично нивелировать падение спроса удалось благодаря росту продаж в торговых сетях и магазинах, отметил наш собеседник.

Отвечая на вопрос, какие советы он бы дал бизнесменам в нынешней ситуации, Сергей Дунаев сказал: «Первое – верить в себя и не бояться трудностей. Второе – держитесь за своих надежных партнеров».

Для компании «РНР» одним из них в течение 5 лет является Jýsan Bank.

Как бизнесу укрепить «иммунитет» во время COVID-19 505037 - Kapital.kz

«Мы очень благодарны Jýsan Bank за поддержку, по большому счету благодаря этому партнерству можем развивать наш проект. Без кредитов очень сложно расти, бизнесмены меня поймут, потому что знают, как часто не хватает собственного капитала», – пояснил предприниматель.

Построить цех как раз таки удалось на средства, которые в виде кредита компании выдал банк. До этого бизнесмену приходилось арендовать помещение и уже в нем устанавливать свое производственное оборудование, на котором производится бумажно-гигиеническая продукция. Оно, кстати, турецкое и итальянское.

«Сейчас мы ждем открытия новой кредитной линии, чтобы построить склад для готовой продукции и склад для сырья», – поделился планами Сергей Дунаев.

Кроме того, компания кредитуется в Jýsan Bank на операционные цели, одна из них - покупка сырья.

Как бизнесу укрепить «иммунитет» во время COVID-19 505042 - Kapital.kz

«Также у нас с банком есть зарплатный проект, мы пользуемся конвертацией валют, расчетно-кассовым обслуживанием. Много всего делаем вместе с Jýsan Bank», – подытожил бизнесмен.

В банке есть разные тарифы расчетно-кассового обслуживания. Самый простой – тариф «Старт» стоимостью 2,5 тыс. тенге в месяц, он рассчитан на компании сегмента микро- и малого бизнеса, которые только заработали. Второй тариф – «Бизнес» –создан для уже действующих компаний микро- и малого бизнеса, стоимость составляет 5 тыс. тенге в месяц. «Бизнес ВЭД» создан для предприятий малого бизнеса, которые являются участниками внешнеэкономической деятельности, его стоимость составляет 10 тыс. тенге в месяц. Еще один тариф, «Корпоративный», рассчитан на субъектов среднего бизнеса, цена этого РКО составляет 15 тыс. тенге в месяц. И тариф «Премиум» также создан для компаний среднего бизнеса, цена составляет 25 тыс.тенге, от «Корпоративного» он отличается большим количеством бесплатных платежей.

В числе отраслей, пострадавших во время карантина, оказалось и строительство дорог, констатировал финансовый директор ТОО «Энергодор» Мкртич Узунян.

Как бизнесу укрепить «иммунитет» во время COVID-19 505046 - Kapital.kz

«Сейчас наша отрасль чувствует себя не очень хорошо, тем не менее компании, которые давно работают, не закрылись и не разорились. Все наши конкуренты работают, хотя доходность бизнеса в этом году вряд ли будет положительной», - поделился прогнозами наш собеседник.

«Энергодор» владеет 4 заводами, на двух из них производят асфальт, на третьем - бетон, а на четвертом - эмульсию. Основную прибыль сейчас приносят первые два предприятия мощностью 120 и 60 тонн асфальта в час, уточнил Мкртич Узунян. ТОО работает в качестве субподрядчика как по коммерческим заказам, так и в рамках тендеров в Нур-Султане и Акмолинской области.

«Налоги мы платим без задержек, как и зарплаты сотрудникам, просрочек по кредитам тоже нет», – рассказал он.

Как бизнесу укрепить «иммунитет» во время COVID-19 505050 - Kapital.kz

Бизнесмен рассказал, как компании удается не обанкротиться, и добавил, что этим практическим советам могут следовать и другие предприниматели. Для начала оптимизировали операционные расходы. Например, «Энергодор» отказался от аренды техники.

Как бизнесу укрепить «иммунитет» во время COVID-19 505052 - Kapital.kz
Как бизнесу укрепить «иммунитет» во время COVID-19 505053 - Kapital.kz

«Хотя у нас есть свой парк, до карантина порой приходилось арендовать какое-то оборудование. Теперь мы совсем отказались от этой практики и обходимся своими силами», – пояснил он.

Кроме того, компания постоянно активно мониторит рынок, чтобы покупать сыпучие строительные по более выгодной цене, но с сохранением качества.

«Всегда есть конкурентные предложения поставщиков, надо просто держать руку на пульсе рынка», – сказал Мкртич Узунян.

И еще два важных совета. Несмотря на сложность нынешней ситуации, производители и поставщики услуг должны сохранить тот уровень качества, который у них был до карантина, отметил наш собеседник.

«К такой компании клиенты обязательно будут возвращаться, поскольку высокое качество – это признак надежности и добропорядочности. Эти качества будут в цене во все времена», – уверен бизнесмен.

Как бизнесу укрепить «иммунитет» во время COVID-19 505059 - Kapital.kz

Однако один в поле не воин, сделал он оговорку, поэтому любому бизнесмену нужны хорошие партнеры.

«С 2016 года мы работаем с Jýsan Bank. Пробовали сотрудничать с другим банком, но потом все же вернулись в Jýsan Bank, потому что поняли, что у этого банка одни из лучших условий для бизнеса», – поделился своими выводами Мкртич Узунян.

«Энергодор» участвовал в подготовке столицы к ЭКСПО-2017, рассказал наш собеседник. В качестве генподрядчика компания строила дороги и мосты, тогда для закупки строительных материалов понадобились наличные средства. Получить их удалось в Jýsan Bank. Кроме того, год назад руководство предприятия решило купить КамАЗы, кредит на них также выдал Jýsan Bank по ставке 6% годовых. Как раз это и позволило отказаться от аренды техники в нынешний непростой период. Сейчас «Энергодор» имеет еще один кредит в банке сроком на 3 года под 8% годовых.

Как бизнесу укрепить «иммунитет» во время COVID-19 505063 - Kapital.kz

«Любого бизнесмена интересует именно ставка по кредиту, 8% - хорошая ставка. Кроме того, для участия в тендерах мы пользуемся банковскими гарантиями Jýsan Bank», – рассказал он.

Тендерные гарантии являются обязательной частью пакета конкурсной документации, они предоставляются без залогового обеспечения, с подтверждением оборотов по банковскому счету компании. За выпуск гарантии Jýsan Bank комиссию не взимает, за ее использование – от 1% от суммы гарантии, минимальная сумма составляет 10 000 тенге. На то, чтобы ее получить в банке, бизнесменам понадобится один день, и не обязательно приходить в отделение банка, документ можно получить в электронном виде.

«Кроме того, с Jýsan Bank у нас действует зарплатный проект – это удобно, поскольку комиссия нулевая за обналичивание до 500 тыс. тенге. В других банках суммы, которые можно выгодно обналичить, меньше,», – добавил Мкртич Узунян.

Он уверен: бизнес – дело не для слабых, он требует много сил, иногда всех сил предпринимателя и всей его решимости. Но того, кто решил идти этим путем, трудности не остановят, а только закалят волю и характер.

Получите консультацию
Оставьте свои контактные данные и наш менеджер свяжется с вами в ближайшее время для предоставления консультации по любому интересующему вас вопросу

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.