Изменить привычный вкус сладкой ваты и трансформировать ее в героев мультфильмов решил 21-летний Райым Сайлау. Три года назад он вместе со своей однокурсницей запустил бизнес по производству фигурной ваты. «Наши первоначальные инвестиции в проект составили 800 тыс. тенге. Через три месяца после запуска мы вышли в прибыль», - отмечает сооснователь сети Candy&Sandy. В интервью корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz он рассказал о нюансах работы с ТРЦ и как предприниматели могут получить госсредства.
- Райым, почему вы решили запустить бизнес по производству фигурной ваты?
- Работу над проектом Candy&Sandy начал еще в 2016 году, учась на первом курсе КазГЮУ в Нур-Султане по специальности «юриспруденция». У нас в университете был предмет «лидерство», на котором дали задание составить бизнес-план под какой-нибудь проект. Изучив рынок, мы с командой приняли решение сформировать бизнес-план по производству сладкой фигурной ваты. На эту мысль нас натолкнули дети, которых мы встретили, гуляя по парку. Они излучали счастье, когда ели сладкую вату.
Первую точку по продаже со своей однокурсницей Айгерим открыли в 2017 году в столичном парке «Жетысу». Инвестиции в проект составили 800 тыс. тенге. На эти средства в Китае мы купили оборудование для производства продукта. Также на эти деньги приобрели палочки для ваты, натуральные красители и стали экспериментировать.
- Где вы взяли технологию производства ваты?
- Мы подсмотрели ее в Китае и сами доработали. Делаем фигурную вату в виде разных персонажей из мультфильмов: Angry birds, Железного человека, Человека-паука. Форма будущего персонажа делается вручную.
- Какие ингредиенты требуются для производства вашего продукта?
- Для фигурной ваты главный компонент - это сахар. Мы покупаем его только в Казахстане. В США для производства ваты не используется тростниковый сахар. Мы же, напротив, используем как тростниковый, так и стандартный сахар, произведенный из сахарной свеклы.
Для придания вате интересного вкуса мы добавляем в нее натуральные фруктовые добавки. У нас представлена вата со вкусом клубники, ежевики, банана, апельсина, шоколада, киви.
- Какие вкусы самые популярные?
- Сладкая вата — это такое же любимое лакомство для детей, как и мороженое. Изначально, чтобы определить, в каком направлении по вкусам нам двигаться, мы поговорили с продавцами шарикового мороженого. Они поделились, что наибольшим спросом пользуется фруктовое. Поэтому решили предложить нашим покупателям как можно больше фруктовых вкусов ваты. Кстати, по нашему опыту, дети любят больше всего клубничную. Раньше вкусовые добавки мы заказывали в Европе, но логистика товаров из стран ЕС оказалось слишком дорогой. Позже нашли поставщиков в России.
- Насколько мне известно, для развития проекта вы привлекали госсредства...
- Верно. В 2018 году наш проект прошел инкубационную программу в рамках Инновационного кластера Назарбаев Университета. А в 2019 году мы подали заявку в один из банков на участие в программе «Дорожная карта бизнеса - 2020» (ДКБ-2020) и выиграли грант на 3 млн тенге. За счет этих средств нам удалось открыть дополнительные точки продаж, обустроить островки в ТРЦ. Теперь у нас четыре торговые точки: две в парке и две в торгово-развлекательных центрах (ТРЦ). Открытие торговых островков в ТРЦ требует ощутимых вложений, аренда там дороже, чем в парках.
Когда предприниматели подают заявки на грант по программе ДКБ-2020, а сейчас уже ДКБ-2025, они должны понимать - для того чтобы выиграть, нужно иметь уникальный продукт. И немаловажно, что все обороты по проекту должны подтверждаться официальными документами. Если средства, выделенные в рамках гранта, будут направлены не по целевому назначению, их могут изъять.
Также мой совет - предприниматели не должны надеяться только на грантовые средства. Желательно, чтобы они имели свои ресурсы для запуска бизнеса. Мы, например, без учета грантовых средств вложили в проект около 4 млн тенге. В целом же в проект было инвестировано 8 млн тенге.
- Вы окупили свои вложения в бизнес?
- Наши первоначальные инвестиции составили 800 тыс. тенге. Через три месяца после запуска проекта мы вышли в прибыль. До карантина наши ежемесячные обороты от продажи ваты в парках составляли от 200-400 тыс. тенге, в ТРЦ - 1,7-1,9 млн тенге в месяц.
- Какие трудности у вас были при реализации проекта?
- Нам было сложно открыть торговую точку в ТРЦ. Дело в том, что обычно в торговых центрах к арендаторам предъявляются определенные требования. Например, важно, сколько лет бренд представлен на рынке, продавалась ли продукция раньше в ТРЦ или нет. К тому же аренда в торговых центрах, повторюсь, намного дороже, чем в парках.
Предпринимателю легче зайти в парк, если он предлагает уникальные товары. Ежемесячная арендная плата в этом случае зависит от ассортимента продаваемой продукции и от площади арендуемой территории. Чем больше арендуемая площадь, тем дешевле обойдется стоимость аренды одного квадратного метра. Если в парке продавать только один продукт, например, минеральную воду, то в среднем за аренду нужно отчислять от 50-100 тыс. тенге в месяц за точку. Размер ценника также зависит от парка и локации торговой точки.
- Насколько цена вашей фигурной ваты отличается от стандартной, которая представлена на рынке?
- Стоимость фигурной сладкой ваты варьируется от 800 до 1200 тенге, в зависимости от сложности фигуры и локации торговой точки. Также мы продаем сладкую вату стандартной формы, с фруктовым вкусом, она стоит от 400-500 тенге. На рынке такая вата обойдется в среднем в 300 тенге.
Помимо ваты, продаем домашнее мороженое, сладости и вафли собственного производства. Такая стратегия позволяет нам дифференцировать наш бизнес. Доля сладкой ваты составляет 30% в общем объеме наших продаж.
- Предположу, что из-за карантина у вас функционируют не все торговые точки...
- Верно, нам пришлось временно приостановить работу всех четырех точек. Мы благодарны, что ТРЦ обнулили арендные платежи на время карантина. Мы решили, что в период пандемии не следует подвергать опасности наших сотрудников. У нас в планах открытие своего мини-цеха для производства и продажи фигурной сладкой ваты в стаканчиках. С этой продукцией планируем выйти на полки крупных супермаркетов.