Из-за пандемии коронавируса спрос на финансирование расходов на судебные споры вырастет, такой вывод эксперты Bruford Capital озвучили в своем исследовании 2020 Litigation Finance Survey.
«Инвестиции в судебные разбирательства хорошо подходят для решения проблем, с которыми сейчас сталкиваются компании и юридические фирмы. Монетизация требований, финансирование правообладателей и капитал юридических фирм являются основными предложениями на рынке судебного финансирования. И, вероятно, станут еще более привлекательными решениями для многих других компаний с учетом текущей ситуации в мире», - говорится в исследовании.
Прецеденты инвестирования в судебные споры в Казахстане есть, и их немало, сообщил юрист Эльчин Хамедов. Однако это серый рынок и чаще всего игроки действуют двумя способами.
«Первый – права требования переуступаются в пользу юристов или небольших юридических фирм. Второй – инвесторы, а это, как правило, сами юристы, поскольку только они могут оценить не только исход дела, но и перспективу исполнения решения суда, оплачивают расходы по иску с дальнейшим увеличением доходности при возврате», – рассказал наш собеседник.
Хотя в Казахстане существует практика инвестирования в судебные споры, как таковой индустрии нет, в отличие от западных стран. Там это очень большой рынок и инвесторы, как правило, вкладывают средства в коллективные иски к крупным компаниям, получая доходность на уровне 35-42% годовых, добавил он. Подобный подход им позволяет использовать прецедентность, то есть предсказуемость судебной системы.
«К функционалу нашей платформы Zan.bar мы добавляем раздел для инвесторов, куда падают уведомления обо всех делах, которым необходимо финансирование с учетом перспектив, ожидаемой доходности, сроков и многого другого. При таком подходе выигрывают все стороны: инвестор получает доход, юрист – платежеспособного клиента, компания-истец – доступ к правосудию. На данный момент мы ведем переговоры о дальнейшем сотрудничестве по этому направлению с заинтересованными сторонами – это брокерские, страховые и инвестиционные компании», – рассказал Эльчин Хамедов.
Согласно статье 274 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан, инвестор это – любое физическое и юридическое лицо, осуществляющее инвестиции в Республике Казахстан. А согласно статье 296, инвестиционный спор возникает согласно договорным обязательствам между инвесторами, в том числе крупными инвесторами, и государственными органами в связи с их инвестиционной деятельностью.
Эти договорные обязательства оформлены в виде инвестиционных контрактов либо иных договоров на осуществление инвестиций, в том числе концессионные договоры и договоры государственно-частного партнерства.
В целях обеспечения защиты прав и интересов инвесторов под понятием «государственный орган» следует понимать государственные органы, заключившие договоры с инвесторами не только от своего имени, но и от имени Республики Казахстан (в этой связи к инвестиционным спорам также относятся споры по контрактам на недропользование, стороной в которых является Казахстан).
Инвестиционными спорами могут быть признаны:
- споры, связанные с заключением, изменением и расторжением договоров на осуществление инвестиций;
- споры, связанные с исполнением инвестором налоговых, таможенных, социальных, экологических и иных обязательств, вытекающих из договора на осуществление инвестиций, в том числе об оспаривании инвестором начисленных в рамках договора сумм;
- споры об обжаловании инвестором действий (бездействия) государственного органа в ходе проведения проверки соблюдения условий договора на осуществление инвестиций;
- споры, связанные с возвратом имущества, предоставленного инвестору в качестве государственного натурного гранта либо взысканием государственным органом его стоимости при досрочном прекращении действия договора на осуществление инвестиций;
- иные споры, как по искам инвесторов, так и по искам государственных органов, связанные с исполнением взаимных обязательств по договору на осуществление инвестиций.
В этой связи к подсудности Верховного суда относятся только споры, связанные с исполнением взаимных обязательств по договору на осуществление инвестиций, сторонами в которых являются крупный инвестор и государственный орган.
При предъявлении такого иска истец (инвестор либо государственный орган) обязан представить договор на осуществление инвестиций, из которого вытекает обязательство ответчика, то есть доказательства, подтверждающие статус крупного инвестора.
Если сумма иска составляет 500 тыс. тенге, то обращаться к инвестору нет смысла, считает кандидат юридических наук, магистр немецкого права (LL.M.) Аскар Калдыбаев. Во-первых, не так уж сложно найти деньги для оплаты госпошлины с этой суммы, во-вторых, услуги юриста в такой ситуации не будут очень дорогими. Когда речь идет о 10 млн тенге, то это уже серьезный спор и нужен квалифицированный юрист, а госпошлина в 3% будет немаленькой, пояснил наш собеседник.
«Маржа по таким спорам может стартовать с 10%. Но если таких проектов у инвестора много, он может снизить процент доходности и хорошо зарабатывать за счет количества дел. За рубежом используется как раз этот подход. На Западе инвесторы предпочитают участвовать в финансировании антимонопольных споров, споров по ценным бумагам, в сфере интеллектуальной собственности, споров по договорам, исполнения арбитражных решений», – рассказал Аскар Калдыбаев.
Естественно, они финансируют не все предлагаемые им споры. Кредиторы имеют специалистов, которые тщательно анализируют дела с учетом различных факторов, заметил он. Для скоринговой модели важно то, насколько очевиден ущерб, какие существуют доказательства для обоснования требований истца, какие контраргументы может привести ответчик, какова вероятная продолжительность разбирательства, необходимы ли дополнительные вливания, имеет ли ответчик активы, чтобы исполнить решение суда. Однако эти инвестиции следует рассматривать как долгосрочные, потому что споры могут длиться не один год. С учетом этого для того, чтобы защитить себя от потерь в результате роста инфляции, кредитор может привязать исполнение обязательства компании-истца к валютному курсу, добавил Аскар Калдыбаев.