USD
420.76₸
EUR
498.60₸
RUB
5.60₸
BRENT
41.53$ ↑
+0.030
BTC
10438.00$ ↓
-0.038
ETH
340.57$ ↓
-0.084
LTC
43.17$ ↓
-0.076
ГлавнаяБизнесКоворкинги в среднем потеряли 60-70% своего дохода

Коворкинги в среднем потеряли 60-70% своего дохода

Как пандемия коронавируса сказалась на рынке

Заполняемость коворкингов во время пандемии заметно просела. «Спрос на услуги таких пространств из-за карантинных мер снизился на 50%», – отмечает генеральный директор консалтинговой компании «Tetin» Лев Тетин. По его прогнозам, 30-40%  игроков не выживут из-за слабой концепции и отсутствия корпоративных клиентов. Корреспондент «Капитал.kz» поговорил с участниками рынка и узнал, как изменилась их ценовая политика.

Кто сойдет со сцены

Из-за коронавируса денежные обороты коворкингов снизились на 70%. «Многие крупные компании сократили свой штат и в целом урезали расходы. В период пандемии компании стали экономить на аренде и содержании офисов. Некоторые из них решили переехать из арендованных офисов в коворкинг-центры, в основном этим путем пошли владельцы компаний в сфере МСБ, но таких немного», – сообщил сооснователь коворкинга Birlik, расположенного в Шымкенте, Жандос Муташев.

До пандемии в Шымкенте работало 3 коворкинга, но после введения режима ЧП один из них закрылся. Причин, из-за которых некоторые коворкинг-центры уходят с рынка, несколько. Основные из них – снижение спроса на их услуги во время карантина и нежелание арендодателей идти на уступки по оплате арендных платежей.

Жандос Муташев, сооснователь коворкинга Birlik
Жандос Муташев, сооснователь коворкинга Birlik

«В настоящее время наш коворкинг заполнен лишь на 30%. В целом же наша локация вмещает 50 рабочих мест и 3 конференц-зала на 95 человек. После того как заболеваемость COVID-19 начала расти, наши резиденты все реже стали проводить время у нас в коворкинге из-за боязни заболеть. Кстати, до пандемии наши конференц-залы были заняты, так как в них постоянно проводили различные семинары, тренинги. В период карантина они были полностью отменены. Сейчас мы наблюдаем нулевой спрос на аренду конференц-залов», – делится Жандос Муташев.

Он подчеркнул, что арендодатели предоставили 10%-ную скидку на аренду помещения под коворкинг только в мае. «Во время действия режима ЧП арендные платежи были отменены, мы благодарны за это. В июне мы снова стали оплачивать аренду в полном объеме. Арендодатели аргументировали свое решение тем, что деятельность коворкингов разрешена. Но они не берут во внимание значительное падение спроса на наши услуги, обнуление спроса на конференц-залы», – отмечает он.

Эксперт рынка недвижимости Лев Тетин уточняет, что уровень заполняемости  коворкингов в Нур-Султане и в Алматы заметно проседает.

«Если по итогам 2019 года этот показатель составлял 65-68%, то из-за коронакризиса заполняемость коворкингов снизилась на 50-60%. Это привело к частичному закрытию ряда объектов. Такая тенденция может продлиться до конца 2020 года. Важно понимать, что если у коворкинг центров нет корпоративных клиентов, арендующих минимум 50% их площадей, то они будут нести ежемесячные убытки», – считает он.

Лев Тетин, генеральный директор консалтинговой компании «Tetin» <br>
Лев Тетин, генеральный директор консалтинговой компании «Tetin»

По его словам, коворкинги в среднем потеряли 60-70% своего дохода. «Спрос на услуги таких пространств из-за карантинных мер снизился на 50%. Преимущественно это связано с тем, что многие компании перевели своих сотрудников на удаленную работу. Малый и средний бизнес максимально оптимизирует свои операционные затраты для выживания в эти непростые времена», – заметил Лев Тетин.

Но, как оказалось, у собственников коворкинговых пространств ситуация лучше, чем у арендаторов помещений. «До пандемии был избыток спроса на услуги коворкинга, его заполняемость составляла 100%, в марте-апреле спрос на наши услуги просел на 70%. В июне заполняемость составила уже 67%. Сейчас этот показатель снизился до 60%. Это связано с ужесточением карантинных мер в Алматы и ограничением работы общественного транспорта в выходные дни. По нашим наблюдениям, именно в выходные дни заметен всплеск посещаемости нашего центра», – рассказал управляющий директор SmArt.Point Almaty Тимур Хасанов.

Смена ориентиров     

По словам Тимура Хасанова, в Алматы работает 5 крупных коворкингов. «По нашей информации, из них два центра во время пандемии решили привлечь моноарендатора, то есть он будет арендовать наибольшую часть пространства. Это не совсем хороший тренд для рынка, потому что ломается сама концепция коворкинга», – заметил он и пояснил, что таким образом управляющие коворкинговыми центрами стараются снизить риск недополучения прибыли и обеспечить стабильный доход.

Тимур Хасанов, управляющий директор SmArt.Point Almaty <br>
Тимур Хасанов, управляющий директор SmArt.Point Almaty

«Стоит добавить, решение по работе с моноарендатором принимают в основном те управляющие коворкингов, у которых помещение в аренде. В будущем им будет сложнее подстроиться под ситуацию, чем собственникам помещений для коворкинга. По нашей информации, в Алматы пока не закрылся ни один коворкинг», – сказал наш собеседник.

Он уверен, что в будущем на рынке появится больше пространств для аренды.

«Ведь в период пандемии многие компании значительно сократили свой штат. Соответственно, эти специалисты остались за бортом, перешли в категорию самозанятых, фрилансеров. А им понадобятся рабочие места, большинство из них не готовы работать дома в небольшой комнатке. У казахстанцев такая ментальность, им необходимо рабочее место», – отметил Тимур Хасанов.

Цены идут по наклонной

Уже сейчас коворкинги перестраивают свою ценовую политику.

«В Шымкенте часовая аренда конференц-зала в коворкинге обойдется в среднем от 5-15 тыс. тенге. У нас ценник на эту услугу составляет 3 тыс. тенге. В мае-июне мы предоставили 10%-ную скидку на аренду рабочих мест в нашем пространстве. Во-первых, наши клиенты просили о скидке. Во-вторых, мы понимаем, что многие компании не могут работать в полную мощь из-за пандемии, их обороты сильно просели», – заметил сооснователь коворкинга Birlik Жандос Муташев.

SmArt.Point Almaty тоже был вынужден пойти на снижение цен. «Учитывая эпидемиологическую ситуацию, мы решили пересмотреть свои тарифы. Ценник на услуги коворкинга был снижен в среднем на 25%. Некоторые наши клиенты обращались к нам с просьбой о пересмотре цен, мы их услышали и пошли на этот шаг», – подчкркнул он.

По словам Льва Тетина, средняя стоимость одного рабочего места в коворкинге составляет 40-50 тыс. тенге в месяц. Он предполагает, что этот ценник вряд ли изменится.

«Но, возможно, такие пространства обрастут дополнительными сервисами, такими как распечатка документов, предоставление переговорной на один час в день, ланч со скидкой и так далее», – считает эксперт.

Один из основных трендов – коворкинги трансформируются в сервисные офисы. «Большие открытые локации показали свою неэффективность. Клиенту важно иметь свое мини-офисное пространство с полноценными границами и функционалом. Сейчас 60-70% площадей новых коворкингов уже планируется в формате сервисных офисов», – отмечает Лев Тетин.

По его словам, рынку может дать толчок увеличение субъектов малого бизнеса после завершения карантина и снятия всех ограничений. Ведь казахстанцы, потерявшие работу, будут пытаться запустить свой бизнес или перезагрузить существующий. «Миграция клиентов из офисов в коворкинги будет возвращать их к жизни, но это коснется только владельцев тех пространств, которые профессионально и гибко подойдут к перезагрузке своего бизнеса», – считает Лев Тетин.

По его информации, сейчас в Казахстане 27 коворкингов с общей площадью 74 тыс. кв. метров, из них 13 находятся в Нур-Султане. Общая площадь столичных коворкингов составляет 22 тыс. кв. метров, в Алматы 12 коворкингов с площадью 48 тыс. кв. метров.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Подпишитесь на дайджест

Краткий обзор главных новостей недели

Новости партнеров: