USD
443.35₸
-0.870
EUR
475.54₸
-0.840
RUB
4.82₸
BRENT
89.31$
-0.040
BTC
64038.60$
-567.300

Дмитрий Топоров: Бизнесу придется жить в условиях невозврата к «нормальности»

Управляющий директор Accenture в России и Казахстане о том, какие технологии понадобятся для восстановления в кризис

Share
Share
Share
Tweet
Share
Дмитрий Топоров: Бизнесу придется жить в условиях невозврата к «нормальности»- Kapital.kz

Казахстанский бизнес работает в условиях серьезной неопределенности: сложно принимать решения в условиях пандемии, которая, кажется, не собирается идти на спад. Управляющий директор Accenture в России и Казахстане Дмитрий Топоров в эксклюзивном интервью корреспонденту «Капитал.kz» рассказал, какие технологии и организационные изменения помогут казахстанским компаниям пережить кризис.

- Во время кризиса многие ИТ-проекты оказались заморожены. Дмитрий, расскажите, как повлияет пандемия на дальнейшую цифровизацию казахстанского бизнеса?

- Действительно, бизнес занял выжидательную позицию с точки зрения внедрения инноваций и новых сервисов. Ресурсы компаний отвлечены на перестраивание процессов и противостояние кризису в краткосрочной перспективе. Поэтому сейчас компании интересуют, в первую очередь, проекты, направленные на прямое сокращение операционных издержек, увеличение объемов продаж, ускорение вывода продуктов на рынок, повышение эффективности цепочек поставок.

Но дело не только в этом. Бизнес понимает, что сценарии развития ситуации в каждой стране и на каждом рынке будут разными. Зависеть они будут, прежде всего, от дальнейшей эпидемиологической обстановки: например, будут ли циклические вспышки или затянувшееся хаотичное развитие пандемии.

- Но ведь что-то уже можно предвидеть?

- Совершенно верно, некоторые процессы в экономике уже можно предсказать. В первую очередь, бизнесу придется жить в условиях невозврата к «нормальности»: потребители, бизнес-процессы, форматы работы и даже общественные ценности изменятся. Исходя из этого, поменяются стратегии и операционные модели бизнеса, а в некоторых случаях – и потребность в технологиях.

Например, на отрасль FMCG существенно повлияет изменение потребительского поведения. С одной стороны, покупатели озабочены вопросами здоровья – причем, как показал опрос Accenture, даже в большей степени здоровья близких, чем собственного. Исходя из результатов масштабного исследования, аналитики компании предсказывают три основных «сдвига» в поведении покупателей: постоянно увеличивающийся фокус на здоровье, переход к осознанному потреблению и растущую любовь к локальным продуктам. Это повлияет на маркетинг, коммуникации, прямую работу с клиентом.

С другой стороны, эти же заботы приводят к перераспределению каналов продаж. Многие покупатели переходят в онлайн, но это вовсе не значит, что брендам придется открывать свои онлайн-магазины (никто не будет покупать отдельно, например, йогурт). Это значит, что будут быстро развиваться партнерства со службами доставки, маркетплейсы, мобильные приложения, сервисы заказа товаров, а также решения для создания контента в интернет-магазинах. Но говорить, что все продажи уйдут в онлайн, тоже неправильно: некоторые потребители в период пандемии остались недовольны опытом работы с онлайн-магазинами.

Я привел в пример лишь одну отрасль, но меняться будут абсолютно все: в ближайшей перспективе мы увидим новую добывающую и обрабатывающую промышленность, новые финансы и, разумеется, новую фармацевтику.

- А если говорить о других отраслях? Как повлияет пандемия на дальнейшее развитие банковского сектора и финансовых технологий?

- Банкам еще долго придется принимать непростые решения по управлению кредитным портфелем, связанные с тем, что многие из их заемщиков оказались в сложном, а иногда и бедственном положении. Кроме очевидно возрастающего риска неплатежей и необходимости им управлять, банки уже столкнулись с сокращением выручки, связанным со снижением деловой и потребительской активности. Следовательно, банкам придется развивать цифровые финансовые сервисы, которые помогут лучше понять потребности клиентов и предложить им правильный продукт в правильное время. 

Похожая ситуация складывается и на рынке платежей, участники которого столкнулись с существенным сокращением расходов, а значит – и переводов рядовых граждан. При этом существенно активизировались мошенники, которые пользуются паникой населения, что приводит к необходимости усиливать меры цифровой защиты.

Тенденция, характерная для большинства стран мира – резкое сокращение наличного оборота бумажных денег. Это связано как с быстрым переходом части бизнеса в онлайн, так и с самыми простыми гигиеническими причинами. Токенизированные платежные инструменты, например, цифровые кошельки, наоборот, популярны как никогда. В этой связи очень своевременна инициатива по созданию национальной цифровой валюты Казахстана, цифрового тенге, которую сейчас активно обсуждают в республике.

- Какие организационные и стратегические шаги имеет смысл предпринимать компаниям и предприятиям, чтобы восстановиться после спада?

- Во-первых, стоит адаптировать свои бизнес-модели и организационные структуры так, чтобы они обеспечивали устойчивость в кризисных ситуациях. Во-вторых, необходимо переводить бизнес на принятие решений, основанное на анализе данных. В-третьих, нужно формировать вокруг себя экосистемы из партнеров, стартапов, вузов и исследовательских институтов. За счет этого приобретаются новые каналы продаж и коммуникаций, а также достигается гибкость, позволяющая быстро перераспределять ресурсы и реагировать на изменения на рынке.

Для предприятий во многих странах, в том числе в Казахстане, также важно будет преодолеть организационную проблему разобщенности разных подразделений. Глобальное исследование Accenture говорит о том, что в 75% компаний руководители департаментов не сотрудничают друг с другом при внедрении цифровых технологий, а считают друг друга конкурентами. Часто они пытаются решить задачи собственных «вотчин», не заботясь об общем благе бизнеса. Из-за этого компании не получают отдачи от внедрения технологий. Для того чтобы избежать этого эффекта, важно формировать кросс-функциональные команды, в которых будут работать представители разных бизнес-функций.

- Раз уж мы вернулись к прикладным технологиям: повлияет ли пандемия на то, как проходят проекты внедрения?

- Пандемия показала, что очень важно иметь возможность вести проекты дистанционно, не перевозя сотрудников из одной страны в другую. Консалтинговые компании с поставленными процессами удаленной работы получили возможность спокойно трудиться над проектами и завершить их в срок. Важно понимать, что дистанционная работа – это целая культура, включающая в себя не только необходимое технологическое оснащение, но и применение передовых методов коллективной работы, таких как Agile и DevOps.

- Дмитрий, как вы полагаете, а будет ли казахстанский бизнес переводить собственных сотрудников на постоянную дистанционную работу?

- Это трудное решение, которое должна принять каждая компания отдельно: кого имеет смысл переводить на дистанционную работу, а кого оставить в офисах. Оно будет зависеть от множества факторов: как от возможности обеспечить информационную безопасность, так и от характера работы.

В целом этот вопрос необходимо решать комплексно, в рамках мероприятий по перестраиванию работы. Весь комплекс мер должен включать в себя организацию удаленных рабочих мер, переход к гибкой структуре затрат, а также правильную коммуникацию с сотрудниками – очень важно слышать коллектив компании. Многим придется, по сути, перезапустить свой бизнес: научиться управлять в условиях неопределенности, снизить нагрузку от срочных задач, начать реорганизацию. Целесообразно будет инвестировать время и силы в создание новых партнерств: вместе переживать сложные времена всегда проще.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.