Внезапная пандемия коронавируса привела к переосмыслению роли традиционного образования. Отечественные школы и вузы оказались не готовы к дистанционному обучению детей. На этом фоне большие возможности получили создатели образовательных платформ. Одним из таких проектов, который смог извлечь пользу из сложившейся ситуации, стал Daryn.online, сумевший собрать аудиторию в 2,5 млн новых подписчиков. Корреспондент «Капитал.kz» поговорил с основателем проекта, директором Bugin Holding Айбеком Куатбаевым о том, сколько команде удается заработать на онлайн-обучении во время пандеми.
- Айбек, скажите, как работает ваш сервис с учетом того, что казахстанский интернет оказался явно не готов к карантинной нагрузке во время учебного периода?
- В первые дни карантина наш сервис не справлялся с нагрузкой, так как всего за несколько дней мы могли увеличить количество пользователей до миллиона человек. Возникали технические неполадки, были проблемы с восстановлением пароля, но наши технические специалисты постоянно работали над устранением проблем. Чтобы справиться с наплывом пользователей во время карантина, мы вложили почти 20 млн тенге в доработку сервера. Но зато всего лишь за месяц заработали 40 млн тенге.
- Сколько вам пришлось инвестировать в проект?
- С октября прошлого года, когда запустились, потратили около 60 млн тенге. Эти инвестиции, безусловно, окупились за счет огромного количества пользователей. 90% нашего дохода формируется за счет платной подписки, оставшиеся 10% нам приносит реклама. Кроме этого, мы продали порядка 20 франшиз на 40 млн тенге. С началом учебного года мы планируем зарабатывать до 100 млн тенге в месяц.
- Насколько доступна платная подписка на Daryn.online?
- Стоимость подписки высчитывается из средней зарплаты по стране, которая составляет $450. Наши услуги обходятся в $4-5 в месяц. То есть 1% от зарплаты. Сегодня наш контент активнее всего используют ученики Алматинской, Жамбылской и Туркестанской областей.
- У вас есть пользователи из сельской местности? Там зачастую нет интернета.
- Конечно, это проблема. Но давайте возьмем те поселки, в которых есть интернет. Их в Казахстане порядка семи тысяч. Кроме этого, есть пригород, где существует интернет и мы активно работаем. Я надеюсь, что в течение 5-7 лет интернет появится во всех аулах. И мы будем лучше всех готовы к тому, чтобы занять эту свободную нишу.
- Какова численность сотрудников вашей компании и сколько вы платите самим преподавателям за ведение онлайн-уроков?
- Общий штат составляет 102 человека, из которых 47 преподавателей. Как правило, это молодые специалисты, обладающие харизмой, ораторским искусством. На зарплату преподавателям мы тратим 5-20% ежемесячной выручки.
- Расскажите о планах по выходу на международный рынок онлайн-образования.
- До октября этого года мы планируем выйти на рынок Узбекистана, там огромное население и насчитывается почти 7 млн школьников. Тем более там нет готовых ресурсов как Daryn.online на государственном языке.
- Сколько придется потратить на то, чтобы привлечь аудиторию в Узбекистане?
- С нашими наработками и навыками требуется вложить как минимум $300 тыс. Первые 2-3 месяца будем давать возможность просматривать весь контент на бесплатной основе. За это время планируем набрать 10% подписчиков – 700 тыс. школьников. В дальнейшем подписка также будет стоить $2,7 в месяц. Думаю, что через 14 месяцев после запуска мы выйдем на безубыточность, затем в течение двадцати двух месяцев на окупаемость.
- Какие еще страны для вас привлекательны?
- Есть намерение выйти на рынок стран Юго-Восточной Азии. Это интересное направление, поскольку в этих странах большое население. Так как Индонезия, Вьетнам и Филиппины долгие годы были колониями Нидерландов, Англии и Испании, там выросло трехъязычное поколение. Однако нет качественного образования на родном языке, поэтому в Индонезии или Вьетнаме мы будем предлагать онлайн-уроки только на родном языке местного населения.