USD
405.69₸
EUR
455.51₸
RUB
5.72₸
BRENT
43.07$ ↑
+0.040
BTC
9324.90$ ↑
+0.031
ETH
239.79$ ↑
+0.065
LTC
43.78$ ↑
+0.057
Бизнес
25.06.2020 09:00 ·
5117

Семь отличий между сетевым маркетингом и финансовой пирамидой

Эксперты поделились своим мнением, как отличить мошенников

За 8 месяцев прошлого года сотрудники МВД Казахстана завели 14 уголовных дел по статье «Создание и руководство финансовой (инвестиционной) пирамидой», в 2018 году – 103, 2017 году – 63. За эти годы мошенникам удалось выманить у доверчивых граждан свыше 8,3 млрд тенге.

Печальную известность в последние месяцы получила пирамида «Котел», или «Черная касса». Она маскировалась под онлайн-игру и распространялась через мессенджеры и соцсети. Также мошенники могут позиционировать свою «фирму» как учебные курсы, банковскую структуру, обещающую большой процент по вкладам, или компанию сетевого маркетинга.

Последний вариант преступники используют особенно часто, потому что, во-первых, отрасль сетевого маркетинга и прямых продаж сегодня преуспевает. По данным Всемирной федерации ассоциации прямых продаж, в США отрасль создала рабочие места, провела научные исследования, привлекла инвестиции и принесла в государственную казну 716 млн долларов налогов (488 млн прямых, 228 млн косвенных). Во-вторых, модель сетевого маркетинга считают передовой многие видные эксперты.

В Казахстане к компаниям сетевого маркетинга и прямых продаж многие проявляют повышенный интерес в поисках дополнительного или основного источника дохода. Разницу между ними и финансовыми пирамидами знают не все. Вот семь основных отличий порядочных компаний сетевого маркетинга:

1. Не обещают «золотые горы»

С самого начала большинство компаний прямых продаж сулят вам результаты и финансовую свободу только в том случае, если вы усердно работаете и прилагаете все усилия для достижения успеха. Любая компания, которая обещает вам легкий способ быстро разбогатеть, вероятно, является мошенником. 

По мнению аналитика Армана Бейсембаева сетевые компании, в отличие от финансовых пирамид, имеют четкую, прозрачную бизнес-модель.

«То есть человеку, который вложил в сетевую структуру, взамен предоставляется товар. Он представляет, что будет зарабатывать определенный процент с объема продаж продукции. Этот процент оговаривается. За этим заработком стоит большая работа, это не легкие деньги. Так, партнер сетевой организации четко понимает свою задачу», - поясняет он.

У финансовых пирамид нет прозрачной и понятной бизнес-модели, подчеркивает собеседник. «Они могут обещать своим клиентам баснословный заработок под 200-300% в месяц и при этом не объясняют, как он формируется. Или объясняют, но эта модель выглядит сомнительной. Финансовые пирамиды не предоставляют взамен денег какой-то товар, их цель – собрать как можно больше средств от доверчивых граждан. И обычно задача клиентов финансовых пирамид заключается в том, чтобы они привели и «подключили» к сети как можно больше человек, вложили больше средств. Мошенники берут средства с граждан и обещают, что через 1-2 месяца они получит высокие проценты. Так, человеку не требуется работать, чтобы зарабатывать», - отмечает аналитик.

Он приводит конкретный пример. «У нас в Казахстане действовала финансовая пирамида. Ее работа заключалась в том, что она предлагала казахстанцам приобрести ювелирные изделия. При этом сами изделия на руки никто из клиентов не получал. Взамен украшений гражданам предоставлялись сертификаты на сумму вложенных средств. Мошенники обещали, что ее клиенты могут зарабатывать за счет продажи украшений другим лицам с наценкой. Через какое-то время они обещали отдать средства, вложенные гражданами, с определенным процентом. Такая замысловатая схема должна сразу же настораживать казахстанцев – это в чистом виде финансовая пирамида», - подчеркнул Арман Бейсембаев.

2. Дают дистрибьюторам бизнес-инструменты

Честный бизнес прямых продаж строится вокруг реализации товаров и услуг, компания прямых продаж помогает дистрибьюторам отслеживать покупки, доходы и статус доставки продукта, словом, предлагают полную поддержку клиентов. Они также снабжают дистрибьюторов буклетами о продукции, маркетинговым планом, полезными для развития бизнеса.

Финансовые пирамиды растут от взносов новых участников, поэтому не предоставляют бизнес-инструментов.

3.  Имеют прочную систему обучения

Компании прямых продаж уделяют пристальное внимание обучению и могут похвастаться большим количеством квалифицированных тренеров, обладающих знаниями и опытом. Они становятся дистрибьюторам хорошими наставниками на пути к успеху.

Альбина Жаксыбекова, генеральный директор ТОО «Международное Бюро Консалтинга», являющегося агентом компании QNET в Казахстане
Альбина Жаксыбекова, генеральный директор ТОО «Международное Бюро Консалтинга», являющегося агентом компании QNET в Казахстане

«Мы оказываем поддержку начинающим независимым представителям. Рассказываем, как регистрировать юридическое лицо, как заполнять налоговую декларацию, чтобы развивать свой бизнес легально», – сказала генеральный директор ТОО «Международное Бюро Консалтинга», являющегося агентом компании QNET в Казахстане, Альбина Жаксыбекова. А в финансовой пирамиде нет системы обучения, которая бы давала знания о компании, ее продукции, услугах, компенсационном плане и т. д. 

4. Имеют Этический кодекс

Законные компании прямых продаж имеют надлежащую политику, процедуры и Этический кодекс. Их политика и процедуры четко сформулированы в документах, регламентированы правилами и соглашениями. После серьезных нарушений дистрибьюторов компании принимают меры.

Финансовые пирамиды не имеют правил, политики, процедур и Этического кодекса, долгосрочного планирования. Их цель – привлечь как можно больше денег, пока пирамида не рухнула.

5. Реализуют продукты или услуги

Компании прямых продаж тратят миллионы на исследования, чтобы разработать инновационные продукты. Финансовые пирамиды не имеют лабораторий, производств – они не создают товары и услуги. Их «капитал» – это то, что им принесли обманутые вкладчики.

Президент общественного объединения по защите прав потребителей «Адал» Артык Сейткалиева подчеркивает, что в основе работы сетевых  компаний лежит реальный продукт, который нужно продвигать и продавать.

«Работа финансовой пирамиды заключается в постоянном получении денежных средств с ее участников. Финансовые пирамиды либо не имеют продукта вообще или имеют виртуальный товар – псевдотовар. Такой продукт не представляет своей ценности на рынке и очень завышен в цене», - отмечает эксперт.

По ее словам, следует обратить внимание на то, что сетевые компании обычно работают большое количество времени, многие не один десяток лет. «Они официально зарегистрированы и имеют документацию в свободном доступе. Финансовые же пирамиды держатся  на рынке недолго и 100% гарантируют прибыль. Главный и единственный источник заработка в финансовой  пирамиде – это постоянные взносы участников. Основной задачей участников пирамиды является привлечение как можно большего количества платежеспособных клиентов», - отмечает она.

6. Дистрибьюторы получают комиссионные с продаж товаров

Дистрибьюторы вознаграждаются исключительно с личных или командных продаж товаров и слуг. В финансовой пирамиде платят только за вербовку новых адептов.

7. Компании прямых продаж имеют ограничения в компенсационных планах

Большинство компаний прямых продаж применяют справедливые и разумные ограничения компенсационного плана в доходах своих дистрибьюторов, чтобы создать равные возможности получения дохода для всех. В типичной финансовой пирамиде при деньгах остаются те, кто пришел первым, и без гроша в кармане те, кто присоединился позже.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.