До коронавируса доля малого и среднего бизнеса в ВВП страны достигла почти 30%, такими данными в январе поделился премьер-министр РК Аскар Мамин. Сейчас МСБ переживает один из самых сложных периодов, помимо господдержки, владельцы малых и средних компаний ищут другие способы, как сохранить свое дело. Некоторые из них обращаются к консультантам, чтобы они оценили слабые стороны бизнеса и дали рекомендации, как их исправить. В свою очередь, компании корпоративного сектора запускают проекты по помощи МСБ в посткарантинный период. Мы решили выяснить, как все эти меры работают на данный момент.
Наверное, нет бизнеса, на котором бы негативно не отразился режим ЧП, отметил франчайзи и руководитель Vicco Kazakhstan Нурболат Тилеуов. Первый месяц компания не работала вообще, поскольку весь товар остался в магазине в торговом центре.
«В течение этого месяца мы упорно просили у администрации ТРЦ дать доступ к товару и, получив его, то есть уже со второго месяца, активно стали работать по онлайн-заказам и осуществлять доставку. В результате обороты не только восстановили, но даже увеличили», - рассказал он.
Несмотря на все потрясения и форс-мажорные ситуации, дети растут и им нужна обувь, поэтому спрос на товары Vicco Kazakhstan рос. Плюс, в отличие от конкурентов компания ввела бесплатную доставку и примерку на дому.
Даже с учетом положительного опыта перевода бизнеса в онлайн руководство Vicco Kazakhstan все еще выстраивает этот процесс. Поэтому после того, как бутики в ТРЦ возобновили работу, основная часть продаж компании вернулась в офлайн-режим. Сейчас работа Vicco Kazakhstan очень сильно зависит от решения властей о закрытии ТРЦ. Кроме того, компания планировала открыть новый магазин, но планы и сроки открытия сдвинулись в связи с эпидемиологической обстановкой, рассказал Нурболат Тилеуов.
«В карантин необходимость быстро перестраивать бизнес-процессы и продажи, спад оборотов, неопределенность на рынке высветили множество слабых мест. Мы подумывали обратиться к бизнес-тренерам за консультацией и даже начали искать консультанта. Потом узнали о проекте «Бизнес Марафон» компании Kcell, и тот факт, что проект сопровождается поддержкой бизнес-тренера, очень сильно заинтриговал. В итоге мы подали заявку на участие в нем», - рассказал он.
Стоит пояснить, что задача проекта «Бизнес Марафон» заключается в том, чтобы поддержать малый бизнес и помочь реабилитировать его после карантина. Компания Kcell принимала заявки от бизнесменов на участие в нем до 21 июня, в результате были отобраны 6 участников марафона, которые уже получили первый бесплатный анализ их бизнеса и дальнейшие рекомендации по его улучшению от основателя школы успешного предпринимательства Rich Brothers, эксперта в построении отдела продаж Александра Савельева.
Его первая встреча с руководством Vicco Kazakhstan и Kids Party прошла интересно и продуктивно. По словам Нурболата Тилуова, бизнес-консультант дал множество рекомендаций, которые компания планирует внедрить поочередно.
К компаниям, которые очень сложно пережили режим ЧП, относится финалист Kids Party. Официального разрешения на работу детской комнаты нет, поэтому доход бизнес не приносит, рассказала руководитель и владелец компании Kids Party Татьяна Владимирцева.
«Ситуация с карантином помогла мне выявить слабые места. В первую очередь отсутствие возможности быстрой смены режима работы либо введения дополнительных направлений, которые могли бы мне помочь минимизировать потерю дохода. Я решила предпринять все меры, для того чтобы адаптировать свой бизнес к текущей ситуации, может быть, найти новые идеи и возможности», - рассказала она.
Так же как руководство Vicco Kazakhstan, Татьяна решила подать заявку на участие в проекте и тоже получила консультацию Александра Савельева.
Бизнес компаний, которые заняты организацией детского досуга и праздников, оказались в самом плачевном состоянии из-за режима ЧП, поскольку массовые мероприятия запрещены, пояснил Александр Савельев.
«У компании очень хорошая аудитория - дети и мамочки. Но я рекомендую им заняться исследованием рынка. Ввиду сложившейся ситуации может выясниться, что, возможно, на рынке появился дополнительный спрос на организацию онлайн-мероприятий. Кроме того, рекомендую пересмотреть и перенастроить бизнес-модель. Сейчас нужно понять, где есть потребности, за которые люди готовы платить. Компании просто необходимо проанализировать рынок и, возможно, переупаковать продукт. Возможно, сделать новый семейный пакет на ограниченное количество людей», - поделился своим видением наш собеседник.
Что касается Vicco Kazakhstan, продолжил он, то компания быстро смогла перестроиться на онлайн-формат, и это большой плюс. Сейчас успешными будут те компании, которые быстро смогут выстроить сервис, используя digital. Мир привык к формату онлайн, и уже мало кто хочет тратить время на то, чтобы ходить по магазинам.
«Поэтому я бы посоветовал в целом пересмотреть свою работу. Размещение магазина в ТРЦ - самый опасный вариант, потому что эти объекты в последнее время часто и надолго закрывают. Именно сейчас я бы рекомендовал повысить узнаваемость бренда, отточить сервис, способы доставки, чтобы быть готовым к любым ситуациям. Чтобы это сделать, нужно спросить у людей, что им сейчас необходимо, и уже на основе этого продумать и создать уникальную бизнес-модель», - сказал Александр Савельев.
Успешный бизнес — это удовлетворение потребностей спроса платежеспособной аудитории. А для того чтобы это сделать, необходимо провести маркетинговое исследование, в чем может помочь «Бизнес Взгляд", которую разработала компания Kcell, продолжил эксперт. С помощью этого маркетингового исследования бизнесмен может определить свою аудиторию, ее платежеспособность, местонахождение и как избежать большинства ошибок.
«Сейчас предпринимателям важно вкладывать средства в предварительный анализ. Многие могут подумать, что в исследование рынка вкладываться дорого и невыгодно. Но если посчитать, каков риск вложиться не в тот бизнес и прогореть, то становится понятно, что лучше изначально вложиться в исследование и тем самым помочь себе», - сказал Александр Савельев.
Услугой «Бизнес Взгляд» могут пользоваться владельцы как крупного бизнеса, так и МСБ. В основе нее лежит использование Big Data - технология, которая активно используется во всем мире для повышения эффективности любых процессов и позволяет построить комплексные отчеты с использованием тепловых карт на основе социально-демографического профиля клиентов. Кроме того, услуга помогает оценить покупательскую способность аудитории, эффективно расположить торговые точки, проанализировать уровень конкуренции в каждом конкретном сегменте, составить портрет потенциального клиента, провести анализ количества уникальных посетителей, оценить потребность продуктов и много другое.
И уже на основе полученного анализа предприниматели могут перестроить свой бизнес так, чтобы он был эффективным на любом этапе и при любых условиях на рынке. Мы будем ждать встречи с Александром Савельевым, чтобы узнать и рассказать о том, какие изменения произошли в компаниях, которые он курирует.