Услуги, которые раньше считались инновационными, постепенно становятся не только обычной реальностью, но и важной частью стратегического развития бизнеса. Пандемия коронавируса ускорила диджитализацию во всех сферах. Однако еще до вспышки вируса одним из наиболее продвинутых в контексте использования технологий был финансовый сектор, а внутри него самыми активными пользователями и даже создателями решений для работы с клиентами МФО и компаний онлайн-кредитования. Благодаря этому во время ЧП, когда отделения банков закрылись и не все БВУ смогли полноценно в онлайн-режиме обслуживать клиентов, как раз эти пусть не такие большие в сравнении с банками, но зато технологически продвинутые игроки рынка не потеряли своих позиций. А некоторые из них даже продвинулись.
После финансового кризиса 2008-2009 годов финтех-компании начали заполнять пустоту, которая образовалась между тем, что предлагали традиционные финансовые компании, и тем, что ожидают увидеть клиенты, говорится в исследовании, которое провела консалтинговая компания deVere Group с февраля по март этого года. Кстати, в результате него специалисты deVere Group выяснили, что из-за пандемии COVID-19 число пользователей приложений финтех-компаний среди жителей Европы выросло на 72%.
«Можно ожидать, что из-за пандемии коронавируса и того, как мы пытаемся справиться с ней, переход на передовые технологии будет протекать значительно быстрее», - сказано в исследовании.
Коронавирус ускорил цифровую трансформацию абсолютно во всем мире, и в Казахстане в том числе. МФО и сервисы онлайн-кредитования заблаговременно автоматизировали рутинные процессы в своей повседневной работе. И можно предположить, что благодаря этому и с учетом текущих тенденций оптимизации затрат, масштабирования бизнеса за счет ухода в «цифру» эти игроки финансового рынка будут конкурентоспособны в следующие 2-3 года.
«В этом смысле цифровые операторы позволяют с минимальными затратами получить превосходство в качестве и эффективности контакт-центра – по сути, основного окна взаимодействия пользователя и компании», - отметил основатель IT-компании Powerry Рашит Махат.
Задача любой технологии, помимо того, что она выгодная, служить интересам людей. Особенно актуально, когда эти технологии облегчают доступ к важному для каждого человека ресурсу – деньгам.
«Мы финтех-компания, поэтому можем оформлять кредиты дистанционным способом, так что эффект от карантинных мер у нас ниже, чем в традиционных банках. Кроме того, мы ни на секунду не приостанавливали работу. Это помогло сохранить интерес и лояльность клиентов», - комментирует сооснователь международной финтех-компании IDF Eurasia Борис Батин.
Пример этой компании очень показателен, поскольку группа IDF Eurasia (бренд Solva и Moneyman) присутствует в России и Казахстане, а материнская структура ID Finance ведет операционную деятельность в странах Латинской Америки и Испании.
IDF Eurasia ежегодно составляет план работы и корректирует его, если возникают какие-то непредвиденные ситуации. В начале этого года таким форс-мажорным обстоятельством стала пандемия коронавируса, и группа пристально наблюдала за тем, как развивается эпидемиологическая ситуация в Китая. В то же время топ-менеджеры IDF Eurasia сформировали несколько сценариев развития ситуации.
«Тестировать дистанционную работу сотрудников стали в начале года. Во-первых, мы убедились, что во всех странах работники имеют быстрый интернет. Второй пункт – безопасность. Мы работаем с персональными данными, поэтому придерживаемся высоких стандартов безопасности», - рассказал Борис Батин.
С учетом этих факторов работа сотрудников группы была изменена. В течение недели они работали из дома, потом объем и качество выполненных ими работ за это время сопоставили с их KPI до пандемии. В результате руководство компании внесло коррективы в новый формат работы, и эффективность дистанционной работы не снизилась.
По словам Бориса Батина, IDF Eurasia использовала время ЧП, чтобы подготовить и новые финтех-продукты для своих клиентов.
«Во второй половине 2020 года наша группа планирует значительно увеличить инвестиции в кредитование малого и среднего бизнеса, предложить клиентам такие продукты, как факторинг, кредитование под залог и др. Во-первых, у клиентов увеличилась потребность в новых продуктах и финансировании, во-вторых, команда IDF Eurasia показала свою эффективность», - рассказал Борис Батин.
Таким образом, цифровое оформление микрокредитов расширяет доступность получения кредитов, что в дальнейшем поспособствует росту ссудного портфеля МФО. А расширение функций повышает их конкурентоспособность на рынке кредитования.