Многие маркетологи прогнозируют: онлайн-торговля будет только возрастать по мере увеличения числа случаев заражения COVID-19 в мире, люди будут держать дистанцию в 6 шагов еще долгое время, и все больше из них выберут пребывание дома чаще. Однако владельцы бизнесов не так оптимистичны и прогнозируют, что их продажи будут фактически снижаться из-за проблем с цепочкой поставок, нехватки продуктов, задержек с доставкой и потенциального снижения спроса по мере колебаний экономики.
Изменения в спросе и выручке
Почти половина ретейлеров ожидают некоторого экономического спада из-за пандемии. Однако предварительные данные Quantum Metric показывают, что в электронной коммерции в последнее время среднегодовой прирост выручки вырос на 52%, а коэффициент конверсии – на 8,8% по сравнению с прошлым годом. Это может отражать внезапное увеличение спроса, поскольку все больше потребителей обращаются к онлайн-покупкам.
Почти 75% пользователей интернета в США говорят, что планируют избегать покупок в магазине из-за пандемии. А поскольку на долю розничной торговли в Штатах приходится 85% розничных продаж, это переключает повседневные покупки на онлайновые торговые площадки. Однако это увеличение спроса вызовет другие проблемы, которые мы подробно рассмотрим ниже.
Общий розничный трафик упал на 9,1%, хотя, по мнению Morgan Stanley, аналитики не верят, что электронная коммерция полностью смягчит это снижение.
И хотя потребители тратят на предметы первой необходимости, такие как продукты питания и, конечно же, туалетная бумага, продавцы второстепенных товаров в последнее время наблюдают падение продаж на Amazon на 40-60%, поскольку покупатели ограничивают дискреционные расходы.
Одним из примеров этого является электроника, которая в данный момент составляет 42,7%. В то время как авто и запчасти – 3,9%. Доставка продуктов также значительно увеличилась из-за опасений потребителей в отношении магазинов.
Расходы на рекламу тоже сократились в таких секторах, как развлечения, розничная торговля и FMCG. Это изменение во многом связано с прекращением работы кинотеатров и других подобных форм развлечений из-за вируса. Зато наблюдается рост использования сетевых мультимедийных услуг по запросу, таких как Amazon Prime, Netflix и Disney +.
Люди заботятся о своем здоровье, благополучии и социальных отношениях
Что касается некоммерческих организаций и благотворительности, забота о себе и об окружающих также растет. Менее предсказуемо, как и поздравления: подарки и цветы.
Перед лицом реальной угрозы потребители охотнее поддерживают своих родных и близких. Это еще более усиливается за счет социального дистанцирования, которое, похоже, создало необходимость укреплять связи с близкими людьми.
Эти новые потребности привели к увеличению конверсии подарочных корзин на 30%. В то время как цветочные композиции показали ошеломительный рост конверсии на 43%.
Работа и жизнь удаленно создают новые требования
Из-за строгих ограничений социального карантина предприятия переходят на удаленную работу. Это привело к значительному увеличению числа людей, которые ищут решения для видеоконференций.
По данным wordstream.com, канцелярские товары стали также пользоваться спросом. Поиски канцтоваров увеличились на 90%. В то время как количество платных поисковых объявлений возросло на 35%, а коэффициент конверсии в поисковой сети вырос на 41%.
Расходы на упаковку и доставку увеличились более чем вдвое, их конверсии в поисковой рекламе (рост на 123%), а коэффициент конверсии поисковой рекламы вырос на 107%.
Проблемы с цепочкой поставок
Многие из проблем, с которыми в настоящее время сталкиваются онлайновые ретейлеры, связаны с цепочкой поставок, и онлайн-рынки реагируют по-разному.
Например, гигант розничной торговли Amazon испытал огромную нагрузку на свою цепочку поставок , что привело к задержкам, техническим сбоям и нехватке рабочей силы. Теперь он прекращает поставки несущественной продукции на свои склады и принимает только товары для дома, медикаменты и другие товары с высоким спросом.
Это касается даже продавцов не из Amazon, которые используют Fulfillment By Amazon (FBA) для удовлетворения своих потребностей.
Amazon также отдает приоритет поставкам в следующих категориях: товары для детей, товары для здоровья и быта, косметика и средства личной гигиены, продукты питания, промышленные и научные принадлежности, а также товары для животных.
Ретейлеры, которых спросили, какие действия они предпринимают в результате пандемии, назвали первоочередными коммуникацию в цепочке поставок и планирование в чрезвычайных ситуациях.
COVID-19 – возможности для электронной коммерции
По данным Правительства США, онлайн-продажи в IV квартале 2019 года составили 11,4% от общих розничных расходов. Прогноз для электронной коммерции в 2020 году предполагает, что этот уровень может возрасти до 12% из-за воздействия коронавируса. Это наблюдение свидетельствует о текущих моделях поведения потребителей. В нем также подчеркивается, как тенденции могут быть определены в зависимости от ситуации. В настоящее время никто не может предсказать полномасштабное воздействие коронавируса на мировую экономику. Но все еще реально определить возможности, даже на разрушенном рынке.
• Потребители будут переходить на онлайн-покупки, чтобы избежать общественных мест. Такие услуги, как доставка на дом, и такие бренды, как Amazon, будут процветать. И онлайн-подразделения крупных ретейлеров станут крупными бенефициарами.
• Было замечено, что потребители, совершившие покупки онлайн во время курортного сезона, повторяли такую схему после отпуска. Это подчеркивает, что потребители могут вернуться к тому же процессу покупки снова и могут сделать это после пандемии коронавируса.
• Разнообразьте свою цепочку поставок. Как отмечалось выше, предприятия электронной коммерции сталкиваются с серьезными проблемами в цепочке поставок, поэтому важно предпринять шаги для смягчения этих проблем, прежде чем они ухудшатся. В долгосрочной перспективе диверсифицируйте, как это возможно, места производства и реализации. Со стороны производства это может занять некоторое время, особенно с учетом спроса и неопределенности сегодня. На стороне реализации это может быть сделано намного быстрее. Важность правильного управления цепочкой поставок нужно начинать прямо сейчас.
• Сосредоточьтесь на виртуальных продуктах. Сбои в цепочке поставок могут затруднить производство и отгрузку физических продуктов, что, несомненно, негативно скажется на прибыли.
У виртуальных продуктов нет барьеров. Подарочные карты очевидны, но тренинги, учебные пособия, электронные книги – тоже варианты, вам просто нужно проявить творческий подход.
• «Наблюдается заметный рост интернет-трафика, так как люди работают, учатся и проводят больше часов бодрствования дома и в интернете», – говорит Брэдли Хус, директор по развитию The Outloud Group. – Мы уже видели первые признаки того, что количество просмотров среди онлайн-платформ контента, таких как YouTube, Twitch, Instagram и TikTok, имеет тенденцию к росту. Это создает возможность».
Михринисо Нигматуллина, эксперт по интернет-маркетингу, менеджер по развитию бизнеса ключевых партнеров Procter&Gamble