Предприниматели могут сделать свою работу в режиме онлайн более эффективной, а нуждающиеся в помощи люди получить ее на специальной площадке. Максим Беляков разработал платформу Онлайн.kz, на которой сконцентрированы полезные ссылки и размещены заявки о помощи из-за пандемии коронавируса. В интервью корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz он рассказал, сколько денег было вложено в проект и что с ним будет после того, как карантин в Казахстане отменят.
- Максим, как появилась идея создать сервис, с помощью которого казахстанцы могут с пользой провести время карантина?
- Идея создания специального ресурса появилась через несколько дней после того, как в Алматы объявили карантин. В то время некоторые казахстанцы вышли в неоплачиваемый отпуск, кто-то стал работать на дому. Чтобы пребывание дома было полезным, мы с командой решили создать этот ресурс. Мы хотели, чтобы он помогал не только разнообразить досуг, но и способствовал получению новых знаний. Аналогичная платформа уже существовала на российском рынке – Все.онлайн. На этой платформе агрегируются ссылки сервисов, которые помогают населению с пользой провести время во время пандемии.
В Казахстане также есть множество сайтов, которые многим не известны, а на нашем ресурсе все они собраны в одном месте. На нашем сайте было три основных рубрики: «Бережем себя», «Отдыхаем», «Учимся». Каждая из этих рубрик включает несколько разделов. Например, в рубрике «Бережем себя» представлены сайты, через которые можно заказать лекарства и продукты на дом, сервисы для занятия спортом, ресурсы для организации дистанционной работы и так далее. Также эта рубрика включает вкладку «Для бизнеса». С ее помощью предприниматели могут выйти на сайты, которые помогут им организовать удаленно работу с бухгалтерией, поставщиками, проверить платежеспособность своих контрагентов и так далее.
- Чем ваш ресурс отличается от российского?
- Главное отличие в том, что в России сайт разрабатывался на государственные средства. Наш ресурс Онлайн.kz реализован только за счет частных вложений. Мы инвестировали в проект около 1,5 млн тенге.
- Компании могут бесплатно разместить ссылки на вашем сайте?
- Конечно, у нас некоммерческий проект. Но мы стараемся не добавлять ссылки крупных организаций, предоставляя возможность мелким и средним игрокам продвинуть свои услуги. В основном у нас на ресурсе представлены казахстанские компании. Сейчас у нас размещено 167 ссылок на сайты компаний. Какие-то интересные ссылки нам предлагали наши коллеги, друзья, пользователи нашего ресурса.
- Как долго вы работали над проектом?
- Меньше недели: начали 3 апреля, и уже 10 апреля он был запущен. Потом ресурс постепенно дорабатывался. С 17 апреля на нем появилась новая вкладка «Центр взаимопомощи». Предполагалось, что с помощью этой рубрики казахстанцы смогут оставлять заявки с просьбой помочь в период карантина и наши пользователи связывались бы с ними по телефону или по WhatsApp. Но сейчас этот проект перерос в нечто большее. У нас есть специальная группа волонтеров, которая координирует все поступающие заявки.
- Как можно подать туда заявку?
- Для начала нужно зайти в эту рубрику, в правом верхнем углу нужно нажать на кнопку в виде плюса, появится форма, в которой нужно указать имя, город, помощь, в которой нуждается человек, и контакты, по которым с ним можно связаться. Далее наш волонтер-координатор проверяет данные, указанные в заявке, запрашивает список необходимых документов. Он созванивается с заявителем и уточняет, на какие средства он содержал себя и свою семью до карантина. То есть ему важно понять, есть ли трудоспособные члены семьи и почему они не работают. Мы считаем, что помощь должна оказываться только действительно нуждающимся в ней людям, а не иждивенцам. Мы стараемся собрать как можно больше фактов, чтобы понять, действительно ли человек нуждается в помощи.
Обычно для подтверждения подлинности представленной в заявке информации требуются копии удостоверение личности, свидетельства о рождении каждого ребенка, свидетельство о разводе (если пользователь указал, что он разводе), свидетельство об инвалидности (если указано, что кто-то из членов семьи инвалид) и так далее. Волонтеры просматривают эти документы и проверяют, действительно ли все данные в заявке подтверждается документами. Если информация идентична, то заявка размещается на сайт, в противном случае отклоняется. Также заявка может быть отклонена, если помощь запрашивается человеком, который в состоянии себя обеспечить, но не работает.
- Какие запросы являются самими популярными?
- Обычно помощь требуется многодетным мамам, которые лишились дохода в период карантина. Они просят помочь с продуктами питания, детскими смесями. Последнее время многодетные мамы стали просить планшеты. Это связано с тем, что школьники перешли на дистанционный режим обучения, а гаджетов для этого нет. В рамках конкурса "Цифровое гражданство" мы как раз планируем провести переговоры с представителями Министерства образования РК.
- Как вы отслеживаете те заявки, которые были удовлетворены?
- Мы просим тех, кто оказал помощь, присылать нам фотоотчет о проделанной работе. Один раз в неделю наши волонтеры обзванивают каждого, кто попросил о помощи, уточняя, помогли ли ему. Если помощь была оказана, то волонтер также просит отправить фотографию, например, привезенных продуктов.
В настоящее время мы стараемся помочь хотя бы единожды каждому заявителю, чтобы другие не остались без поддержки.
Также сейчас в разработке находится блок «Уже помогли». Человек, который оказал помощь, сможет сам прикрепить к выбранной заявке подтверждение. Мы проверим,если все будет верно, закроем заявку.
- Сколько заявок о помощи уже поступило на ваш ресурс?
- К нам обратилось 1123 человека. Из них 10 человек - это те, кто хочет оказать помощь. Для того чтобы разместить объявление, благотворитель может самостоятельно подать заявку через наш сайт, заполнив форму. Если наш специалист видит, что появилась заявка с просьбой помочь с детскими смесями и есть человек, который готов обеспечить смесями, он координирует две эти заявки.
- Заявки из каких городов в основном поступают?
- Очень много заявок с просьбой о помощи из Шымкента. Заявки поступают из многих городов Казахстана, у нас нет региональных ограничений.
- Какая вкладка самая популярная на сайте?
- Мы еженедельно анализируем статистику. На прошлой неделе самой популярной стала вкладка «Для бизнеса», которая находится в рубрике «Бережем себя», вкладка «Учи уроки онлайн» в рубрике «Учимся», в рубрике «Отдыхаем» вкладка «Будь в курсе новостей». Лидер по числу просмотров онлайн-академия «Наук GKB».
- После того как карантин снимут, сайт продолжит функционировать?
- Конечно, по нашим оценкам, он будет работать как минимум год. Вкладку «Центр взаимопомощи» планируем выделить в отдельный проект, он останется на нашем сайте. После окончания карантинного режима тех, кому нужна помощь, меньше не станет. Только с 9 по 12 мая на наш ресурс поступило 633 заявки о помощи. Государство постепенно будет сворачивать программы помощи населению, поэтому некоторые граждане останутся наедине со своими проблемами.
- Как планируете развивать проект?
- Мы намерены наладить сотрудничество с тремя крупными ретейлерами Казахстана: розничной продуктовой сетью, банком и сервисом такси. Через наш сайт казахстанцы смогут регулировать тот процент, который они готовы отчислять с каждой своей покупки через карту банка-партнера. Например, 0,5% или 0,1% с покупки, это может быть любой процент. При достижении определенной суммы на счете, куда будут отчисляться комиссии с каждой транзакции, будут формироваться продуктовые корзины для всех нуждающихся. Автоматически заказ на продовольственную помощь будет формировать ретейлер-партнер, а развозкой этой продукции займется партнерский сервис такси. Информация об оказанной помощи, сумме потраченных средств будет в открытом доступе на нашем сайте.
- Вы уже приступили к переговорам с ретейлерами?
- Мы активно используем социальные сети для установления контактов. Я написал представителям компаний в LinkedIn и Facebook, ждем от них ответа.
В настоящее время наш ресурс посетило более 4 тыс. уникальных пользователей. Мы надеемся, что после того, как трафик достигнет 50 тыс. пользователей, мы выйдем со своим предложением к ретейлерам.
- Какую выгоду могут получить от сотрудничества ваши партнеры?
- Еще большую лояльность к бренду и расширение экосистемы. Крупные компании тратят много денег в рамках социальной политик, на маркетинг и на другие имиджевые инструменты. Но, когда их потенциальная аудитория увидит, что крупная компания действительно помогает кому-то, о ней будут рассказывать друг другу, и это не сравнится с баннером на улице или статьей на портале. Кроме этого, никто не отменяет комиссии с каждой транзакции, которую будет, скорее всего, отчислять банк. Мы, конечно, надеемся, что нам их уменьшат.