USD 411.54₸
EUR 458.13₸
RUB 5.84₸
BRENT 35.27$ ↓ -1.690
BTC 9502.00$ ↓ -0.004
ETH 234.91$ ↓ -0.004
LTC 46.40$ ↓ -0.011
Курсы валют в Казахстане
ГлавнаяБизнесПочему крупным интернет-магазинам нужно трансформироваться в маркетплейсы?

Почему крупным интернет-магазинам нужно трансформироваться в маркетплейсы?

За последние 3 года более 50% продаж в мире прошло через такие площадки

Объем казахстанского рынка онлайн-торговли составляет, по разным оценкам, от 287 млрд до 420 млрд тенге. Еще до кризиса, связанного с COVID-19, это был один из самых быстрорастущих рынков в Казахстане. Определенные тренды наблюдаются и внутри e-commerce. Один из самых заметных - эволюция в маркетплейс. Что такое маркетплейс и почему в эту сторону смотрят казахстанские интернет-магазины и крупный офлайн-ретейл? Об этом своим мнением с центром деловой информации Kapital.kz поделился СЕО проекта Scallium Андрей Павленко.

Что такое маркетплейс? 

Для начала давайте разберемся, что такое маркетплейс и в чем его отличие от классического интернет-магазина. Это платформа, на которой потенциальный покупатель может сравнивать и покупать товары (или услуги) сразу от нескольких сот или тысяч поставщиков. Когда интернет-магазин дает возможность зарегистрироваться на своем маркетплейсе сторонним поставщикам и загружать на платформу товары для продажи, он эволюционирует в маркетплейс.

Такая модель выигрывает конкуренцию у классических интернет-магазинов по ряду причин. С точки зрения бизнеса:

  1. Это возможность заводить категории, не являясь экспертом в них. Не нужно долго разбираться в новом рынке, просто добавляй мерчанта в цепочку коммуникаций;
  2. Также экономит время возможность быстрее наполнять товарный ассортимент за счет частичного смещения ответственности на мерчантов;
  3. Модель маркетплейса позволяет тратить меньше времени на управление и расширение ассортимента за счет перефокусировки ответственности основных ролей. Контент-менеджер теперь не набивает контент (товар), а валидирует его;
  4. Стоимость поддержки маркетплейса ниже;
  5. Возможность зарабатывать с продаж, не владея товаром.

Особенно хотелось бы подчеркнуть важность первого пункта, потому что по части работы с ассортиментом у ретейлеров всегда есть что оптимизировать. К примеру, у одного из ведущих онлайн-ретейлеров СНГ 300 сотрудников работают на обслуживание 5 тыс. мерчантов (продавцов-партнеров). Между ними происходит постоянный обмен документами, эксельками, различными подтверждениями, отменами и прочим. Согласитесь, работа не оптимизирована. 

Часто таким компаниям нужен в первую очередь консалтинг, так как существует брешь у владельцев и маркетологов больших интернет-магазинов в понимании того, как в принципе работает модель. Мало знать, что такое бизнес-модель маркетплейса, нужно еще понимать процессы, которые лежат в ее основе, и конкретные инструменты, которые их закрывают. И уже как результат - как делаются маркетплейсы. 

Но вернемся к преимуществам маркетплейса. C точки зрения покупателя:

  1. Это удобно, так как ассортимент больше;
  2. Можно выбрать наиболее выгодное предложение на одной площадке и не ходить по разным интернет-магазинам, сравнивая цены;
  3. Продавца можно выбрать, опираясь на реальные отзывы и рейтинги.

Преимущество для покупателя в конечном итоге выливается в финансовый эффект для любого e-commerce проекта. И он тем выше, чем больше товарных позиций на витрине. 

  1. Больше товаров на витрине - больше органического трафика;
  2. Больше органики - больше direct-трафика (прямого);
  3. Больше трафика - больше возможностей для ремаркетинга.

Немного цифр для визуализации финансового эффекта от эволюции интернет-магазина в маркетплейс:

  1. Исследование Scallium ряда маркетплейсов показало, что один товар от стороннего поставщика на витрине дает 3,97-6,07 посетителя без рекламных бюджетов (только SEO). 
  2. Запуск маркетплейса дает рост чека на 14,89%, и в среднем магазин растет на +54% в год. 
  3. За последние 3 года более 50% продаж в мире прошло через маркетплейсы.

Казахстанские проекты сейчас понимают всю масштабность экспансии мировых e-commerce-проектов (Amazon, eBay, Alibaba) и понимают, что нужно смотреть в сторону маркетплейса. Чтобы выжить как бизнесу. 

Функционал полноценного маркетплейса

IT-платформа, на которой будет строиться маркетплейс, должна соответствовать задачам и целям, а они могут быть очень разными. Но все же можно выделить ряд общих функций, которые должна обеспечивать платформа.

  1. Простая регистрация поставщиков и добавление товаров. Площадка должна быть максимально простой, чтобы сторонние поставщики могли регистрироваться и создавать свои списки продуктов. 
  2. Омниканальность. Онлайн - это перспективно, но не следует забывать и про традиционные офлайн-каналы продаж. Платформа должна обеспечивать универсальную комбинацию, позволяющую работать как в онлайне, так и  в офлайне. Убедитесь, что ваше решение предназначено для всех каналов.
  3. Простой и быстрый поиск. Возможность легко и максимально быстро найти нужный бренд или товар - гарантия того, что пользователь не закроет страницу маркетплейса и таки совершит покупку. 
  4. Размещение отзывов о товаре. Создание рейтингов качества для каждого стороннего поставщика - обязательное условие для современной площадки. А если при этом у покупателя еще и есть возможность быстро поделиться своей покупкой в соцсетях - еще лучше.
  5. Логичная структура оплаты. Маркетплейс зарабатывает на комиссионных с каждой продажи, которую поставщик совершает на этой платформе. Поэтому решение должно обеспечивать простые финансовые взаимоотношения как между поставщиком и покупателем, так и между маркетплейсом и поставщиком.

Теперь о сложном: архитектура маркетплейса

Знать необходимые бизнес-процессы маркетплейса - это хорошо. Но есть еще одна важная и более сложная задача - спланировать функциональную архитектуру этих процессов и соединить ее с ландшафтом IT-систем. И здесь есть много нюансов. 

Предположим, вы крупный ретейлер, который работает офлайн и онлайн. Вам нужно постоянно снимать остатки каждого физического магазина и передавать данные на платформу. Исходя из остатков обновлять контент на онлайн-витрине. В личных кабинетах поставщиков необходимо обрабатывать заказы. Кроме того, нужно управлять контентом, сборкой заказов на складе, логистикой, приемом и обработкой платежей, контактным центров и пр. А в случае возврата вам нужно каким-то образом отдавать всю эту информацию обратно.

А теперь вернемся к преимуществам маркетплейса, о которых мы говорили вначале. С технической точки зрения они обеспечиваются следующими основными блоками:

  1. PIM - Product Information Management - система, которая работает на на скорость и качество внесенного контента (товара);
  2. MAS - Merchant Administration System - система для работы с поставщиками (мерчантами), которая позволяет работать с большим объемом товаров;
  3. MMS - Marketplace Management System - система управления маркетплейсом, которая включает в себя настройки, бизнес-процессы, мониторинг, задание правил. Сюда же входит возможность автоматически отключать некачественных поставщиков, которые не соответствуют уровню, закрепленному SLA (Service Level Agreement - соглашение об уровне обслуживания) между маркетплейсом и поставщиком.
  4. OMS - Order Management System - cистема обработки заказов, а также контроля и управления статусами по ним.
  5. R&A - Reporting and Analytics - cистема отчетности, мониторинга и общей аналитики по платформе и всей активности внутри. Сюда же входит биллинг-система сквозного финансового учета, баланса, корректировок, выплат участникам системы, позволяющая работать в активном и пассивном режимах.

Эти модули — back office вашей витрины. Основа основ, с которой нужно стартовать. Именно в отделе разработки начинается маркетплейс. Если IT-решение выбрано неправильно, если функционал не выстроен, не спасет никакой, даже самый лучший маркетинг. 

Трансформация в маркетплейс - реальный и отработанный многими гигантами e-commerce способ пережить большую встряску, в которую мы только входим. В этой встряске выживут самые успешные, те, кто докажет свою стойкость и гибкость. Те, кто сможет быстро адаптироваться и предоставить покупателю максимальную ценность.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Подпишитесь на дайджест

Краткий обзор главных новостей недели

Новости партнеров: