USD
523.86₸
EUR
544.34₸
RUB
5.11₸
BRENT
72.98$
BTC
96686.60$
-392.900

Почему крупным интернет-магазинам нужно трансформироваться в маркетплейсы?

За последние 3 года более 50% продаж в мире прошло через такие площадки

Share
Share
Share
Tweet
Share
Почему крупным интернет-магазинам нужно трансформироваться в маркетплейсы?- Kapital.kz

Объем казахстанского рынка онлайн-торговли составляет, по разным оценкам, от 287 млрд до 420 млрд тенге. Еще до кризиса, связанного с COVID-19, это был один из самых быстрорастущих рынков в Казахстане. Определенные тренды наблюдаются и внутри e-commerce. Один из самых заметных - эволюция в маркетплейс. Что такое маркетплейс и почему в эту сторону смотрят казахстанские интернет-магазины и крупный офлайн-ретейл? Об этом своим мнением с центром деловой информации Kapital.kz поделился СЕО проекта Scallium Андрей Павленко.

Что такое маркетплейс? 

Для начала давайте разберемся, что такое маркетплейс и в чем его отличие от классического интернет-магазина. Это платформа, на которой потенциальный покупатель может сравнивать и покупать товары (или услуги) сразу от нескольких сот или тысяч поставщиков. Когда интернет-магазин дает возможность зарегистрироваться на своем маркетплейсе сторонним поставщикам и загружать на платформу товары для продажи, он эволюционирует в маркетплейс.

Такая модель выигрывает конкуренцию у классических интернет-магазинов по ряду причин. С точки зрения бизнеса:

  1. Это возможность заводить категории, не являясь экспертом в них. Не нужно долго разбираться в новом рынке, просто добавляй мерчанта в цепочку коммуникаций;
  2. Также экономит время возможность быстрее наполнять товарный ассортимент за счет частичного смещения ответственности на мерчантов;
  3. Модель маркетплейса позволяет тратить меньше времени на управление и расширение ассортимента за счет перефокусировки ответственности основных ролей. Контент-менеджер теперь не набивает контент (товар), а валидирует его;
  4. Стоимость поддержки маркетплейса ниже;
  5. Возможность зарабатывать с продаж, не владея товаром.
Почему крупным интернет-магазинам нужно трансформироваться в маркетплейсы? 278348 - Kapital.kz

Особенно хотелось бы подчеркнуть важность первого пункта, потому что по части работы с ассортиментом у ретейлеров всегда есть что оптимизировать. К примеру, у одного из ведущих онлайн-ретейлеров СНГ 300 сотрудников работают на обслуживание 5 тыс. мерчантов (продавцов-партнеров). Между ними происходит постоянный обмен документами, эксельками, различными подтверждениями, отменами и прочим. Согласитесь, работа не оптимизирована. 

Часто таким компаниям нужен в первую очередь консалтинг, так как существует брешь у владельцев и маркетологов больших интернет-магазинов в понимании того, как в принципе работает модель. Мало знать, что такое бизнес-модель маркетплейса, нужно еще понимать процессы, которые лежат в ее основе, и конкретные инструменты, которые их закрывают. И уже как результат - как делаются маркетплейсы. 

Но вернемся к преимуществам маркетплейса. C точки зрения покупателя:

  1. Это удобно, так как ассортимент больше;
  2. Можно выбрать наиболее выгодное предложение на одной площадке и не ходить по разным интернет-магазинам, сравнивая цены;
  3. Продавца можно выбрать, опираясь на реальные отзывы и рейтинги.

Преимущество для покупателя в конечном итоге выливается в финансовый эффект для любого e-commerce проекта. И он тем выше, чем больше товарных позиций на витрине. 

  1. Больше товаров на витрине - больше органического трафика;
  2. Больше органики - больше direct-трафика (прямого);
  3. Больше трафика - больше возможностей для ремаркетинга.

Немного цифр для визуализации финансового эффекта от эволюции интернет-магазина в маркетплейс:

  1. Исследование Scallium ряда маркетплейсов показало, что один товар от стороннего поставщика на витрине дает 3,97-6,07 посетителя без рекламных бюджетов (только SEO). 
  2. Запуск маркетплейса дает рост чека на 14,89%, и в среднем магазин растет на +54% в год. 
  3. За последние 3 года более 50% продаж в мире прошло через маркетплейсы.

Казахстанские проекты сейчас понимают всю масштабность экспансии мировых e-commerce-проектов (Amazon, eBay, Alibaba) и понимают, что нужно смотреть в сторону маркетплейса. Чтобы выжить как бизнесу. 

Функционал полноценного маркетплейса

IT-платформа, на которой будет строиться маркетплейс, должна соответствовать задачам и целям, а они могут быть очень разными. Но все же можно выделить ряд общих функций, которые должна обеспечивать платформа.

  1. Простая регистрация поставщиков и добавление товаров. Площадка должна быть максимально простой, чтобы сторонние поставщики могли регистрироваться и создавать свои списки продуктов. 
  2. Омниканальность. Онлайн - это перспективно, но не следует забывать и про традиционные офлайн-каналы продаж. Платформа должна обеспечивать универсальную комбинацию, позволяющую работать как в онлайне, так и  в офлайне. Убедитесь, что ваше решение предназначено для всех каналов.
  3. Простой и быстрый поиск. Возможность легко и максимально быстро найти нужный бренд или товар - гарантия того, что пользователь не закроет страницу маркетплейса и таки совершит покупку. 
  4. Размещение отзывов о товаре. Создание рейтингов качества для каждого стороннего поставщика - обязательное условие для современной площадки. А если при этом у покупателя еще и есть возможность быстро поделиться своей покупкой в соцсетях - еще лучше.
  5. Логичная структура оплаты. Маркетплейс зарабатывает на комиссионных с каждой продажи, которую поставщик совершает на этой платформе. Поэтому решение должно обеспечивать простые финансовые взаимоотношения как между поставщиком и покупателем, так и между маркетплейсом и поставщиком.

Теперь о сложном: архитектура маркетплейса

Знать необходимые бизнес-процессы маркетплейса - это хорошо. Но есть еще одна важная и более сложная задача - спланировать функциональную архитектуру этих процессов и соединить ее с ландшафтом IT-систем. И здесь есть много нюансов. 

Предположим, вы крупный ретейлер, который работает офлайн и онлайн. Вам нужно постоянно снимать остатки каждого физического магазина и передавать данные на платформу. Исходя из остатков обновлять контент на онлайн-витрине. В личных кабинетах поставщиков необходимо обрабатывать заказы. Кроме того, нужно управлять контентом, сборкой заказов на складе, логистикой, приемом и обработкой платежей, контактным центров и пр. А в случае возврата вам нужно каким-то образом отдавать всю эту информацию обратно.

А теперь вернемся к преимуществам маркетплейса, о которых мы говорили вначале. С технической точки зрения они обеспечиваются следующими основными блоками:

  1. PIM - Product Information Management - система, которая работает на на скорость и качество внесенного контента (товара);
  2. MAS - Merchant Administration System - система для работы с поставщиками (мерчантами), которая позволяет работать с большим объемом товаров;
  3. MMS - Marketplace Management System - система управления маркетплейсом, которая включает в себя настройки, бизнес-процессы, мониторинг, задание правил. Сюда же входит возможность автоматически отключать некачественных поставщиков, которые не соответствуют уровню, закрепленному SLA (Service Level Agreement - соглашение об уровне обслуживания) между маркетплейсом и поставщиком.
  4. OMS - Order Management System - cистема обработки заказов, а также контроля и управления статусами по ним.
  5. R&A - Reporting and Analytics - cистема отчетности, мониторинга и общей аналитики по платформе и всей активности внутри. Сюда же входит биллинг-система сквозного финансового учета, баланса, корректировок, выплат участникам системы, позволяющая работать в активном и пассивном режимах.

Эти модули — back office вашей витрины. Основа основ, с которой нужно стартовать. Именно в отделе разработки начинается маркетплейс. Если IT-решение выбрано неправильно, если функционал не выстроен, не спасет никакой, даже самый лучший маркетинг. 

Трансформация в маркетплейс - реальный и отработанный многими гигантами e-commerce способ пережить большую встряску, в которую мы только входим. В этой встряске выживут самые успешные, те, кто докажет свою стойкость и гибкость. Те, кто сможет быстро адаптироваться и предоставить покупателю максимальную ценность.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.