USD
498.34₸
+3.470
EUR
519.72₸
-0.930
RUB
4.85₸
-0.060
BRENT
75.28$
BTC
98531.60$
-234.400

Как столичные рестораны стараются выжить во время карантина

По словам президента Клуба рестораторов Вероники Нурпеисовой, лишь малый процент заведений сумел перейти на доставку

Share
Share
Share
Tweet
Share
Как столичные рестораны стараются выжить во время карантина- Kapital.kz

Как ресторанному бизнесу пережить эпидемию коронавируса? Эту тему и меры поддержки предпринимателей, предложенные правительством, корреспондент центра деловой информации Kapital.kz обсудил с президентом Клуба рестораторов Нур-Султана  Вероникой  Нурпеисовой.

- Вероника, сколько заведений осуществляют хоть какую-нибудь деятельность в период карантина?

 - Сегодня в наш клуб рестораторов входит около четырехсот заведений. Насколько мне известно, из них 95% закрылись и распустили свой персонал, то есть люди остались без работы. Только 5% заведений работают на доставку с большим трудом, поскольку сотрудники дорожной полиции разворачивают 70-80% машин на дорогах, несмотря на то что у водителей есть справки с места работы и все необходимые документы. Полицейские утверждают, что для доставки еды акимат столицы должен включить номера машин, которые занимаются доставкой ресторанной еды, в список тех, которые могут передвигаться по «зеленому коридору», но туда добавляют далеко не всех. 

- Есть еще какие-то причины того, что такой маленький процент ресторанов сумел перейти на доставку еды?

- Дело в том, что очень мало заказов. Казахстанцы еще не привыкли к доставке еды на дом. Кроме этого, не каждое заведение может позволить себе работу такого сервиса. Если раньше одноразовый халат стоил 1200 тенге, то сегодня – порядка 10 тыс. тенге. Также существенно подорожали маски и санитайзеры, которые ресторанам обходятся  по 25 тыс. тенге. Все средства защиты нужно покупать через интернет, так как в аптеках их не продают. И потом, на самих доставках заведения не могут много заработать и зачастую работают себе в ущерб.

 - Какой доход получают те рестораны, которые работают? 

- Доход от мелких доставок уходит на оплату труда сотрудников. Если до карантина в среднем ежедневный оборот ресторанов составлял порядка 100 тыс. тенге, то сейчас всего 15-20 тыс. тенге. У многих  рестораторов даже нет денег на закуп продуктов. Сейчас поставщики не дают в долг, хотя раньше было такое понятие, как консигнация. Во-вторых, цены повышаются. Вчера килограмм мяса стоил 1700 тенге, сегодня – 3200 тенге. Скорее всего, выживают заведения, которые взяли  крупные заказы для больниц или аэропортов. При том, что деньги они получат только после снятия карантина. Такие условия.   

- Президент сказал, что государство готово помочь предпринимателям отсрочкой по кредитам сроком на 3 месяца. Эта мера может поддержать работу ресторанов? 

- Сейчас объявлен мораторий по кредитам сроком на 90 дней. Получается, что через три месяца рестораторы должны будут погасить кредиты в тройном размере. Где гарантии, что у бизнесменов будут такие деньги для единовременного погашения займов? Дали трехмесячную отсрочку. Не стали отменять налог на прибыль, социальные выплаты по сотрудникам. Некоторым владельцем заведений уже заблокировали счета. 

- Какую тогда помощь вы хотели бы получить от правительства?

- Мы просим, чтобы погашение кредитов не просто заморозили на 90 дней,  а сдвинули срок их закрытия хотя бы на три месяца. Чтобы убрали КПН, поскольку из-за него мы несем бешеные убытки. Нам требуется наладить бесперебойную поставку продуктов по приемлемым ценам. Ранее мы уже написали коллективное письмо на имя президента, где изложили ряд наших требований. Сейчас ждем ответа.

- В каком положении оказались франчайзеры в условиях карантина?

- В достаточно сложном  положении. На них на всех висит бешеный роялти, который они обязаны выплачивать даже в условиях карантина. По договору с российскими компаниями в случае неуплаты роялти их лишат франшизы.  Эту проблему надо решать. 

- Чего ресторанной индустрии стоит ожидать в случае продления карантина?

-  В этом случае индустрия просто умрет, она уже умирает.  У рестораторов нет такого понятия, как выход из бизнеса. Есть одно понятие – разориться. Тем более что в Казахстане нет практики покупки готового бизнеса. За исключением франшизы. Как правило, берут в аренду помещение и запускают свой ресторан или бар.  Насколько мне известно, уже многие заведения закрылись или закроются в самое ближайшее время. Кроме этого, после пандемии тем, кто останется на плаву, придется открываться заново. Условно на запуск лаундж-бара или кафе необходимо потратить не меньше 2 млн тенге и не меньше 1 млн тенге на запуск бара. А где взять эти деньги после длительного простоя, сегодня никто не знает.   

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.