Пандемия неоднозначно повлияла на различные виды бизнеса. Супермаркеты и гипермаркеты столкнулись с наплывом клиентов. В пиковые часы их поток одной из крупных торговых сетей вырос на 50%. В то время как сервисы по организации мероприятий, кинотеатры несут потери, исчисляемые миллионами. В беседе с корреспондентом «Капитал.kz» предприниматели поделились, как коронавирус отразился на их деле.
Азамат Османов, председатель правления Magnum
Повышенный поток покупателей в филиалы нашего магазина появился в обед 12 марта. На этот процесс повлияли три фактора: колебания на валюты, объявление ВОЗ о пандемии коронавируса и принятие строгих мер по санитарно-эпидемиологическому контролю в стране. К тому же в этот день были рассылки в мессенджерах роликов о якобы пустых витринах в супермаркетах РК, и многие поддались паническим настроениям.
По сравнению с 12 марта 2019 года по торговой сети поток покупателей вырос примерно на 15%. В пиковые часы в некоторых наших магазинах наблюдается прирост до 50%. Мы справляемся с возросшим потоком, запасы товаров есть по всем категориям – и во всех гипермаркетах, распределительных центрах наших поставщиков. Поставки товаров также стабильны. Поэтому никаких объективных причин для ажиотажа нет. C 12 марта в три раза возрос спрос на товары длительного хранения – крупы, сахар, макаронные изделия, растительное масло. Спрос на консервы, бытовую химию увеличился в два раза.
Мы сдерживаем цены на социально значимые товары и будем это делать и впредь. Со всеми поставщиками контракты заключены с тем условием, что они не могут изменить цены одномоментно – только по согласованию с нами не менее чем за месяц. Из социально значимых товаров возросла только цена на сахар. Это биржевой товар и цена на него напрямую зависит от ситуации на мировом рынке и от валютного курса. Сейчас в продаже импортный сахар. Он закупается поставщиком за валюту. Поставщик предоставил нам минимально возможную цену на этот продукт на данный момент. Причем сейчас мировые цены на сахар благоприятные – в продаже он стоит около 200 тенге за килограмм. В 2019 году в этот же период он продавался по 213 тенге.
Поставки продуктов из неблагополучных в эпидемиологическом плане стран были приостановлены. Например, из Китая, Ирана и так далее. Но их доля в нашем ассортименте была невысока. Товары из Поднебесной были представлены в категории «свежие овощи и фрукты». Доля продаж товаров производства КНР в этой категории была порядка 6%. Практически по всем позициям наши поставщики нашли альтернативные источники поставок.
С 13 марта приостановлена продажа рассыпных продуктов (крупы, сахар и т.д.) из открытых боксов. Это сделано для того, чтобы исключить контакты покупателей с нерасфасованным товаром. Эти товары фасуются нашим персоналом – с контролем соблюдения при этом санитарных норм (наличие перчаток, масок и проч.). Кроме того, теперь фасуется вся хлебобулочная продукция. Все наши филиалы оборудованы санитайзерами для персонала. Мы также заказали санитайзеры для установки в торговые залы для клиентов. Они уже есть в самых посещаемых магазинах Алматы. Мы усилили меры по санитарно-гигиенической обработке помещений и оборудования и так далее.
Виктория Торгунакова, гендиректор сервиса онлайн-продажи билетов Ticketon.kz
Наша компания обслуживает более 150 объектов в 18 городах Казахстана, ситуация с объявлением запрета на проведение культурных и развлекательных мероприятий напрямую сказалась на компании. По сравнению с началом прошлой недели число доступных к покупке мероприятий на сайте снизилось на 50%.
Продажи билетов через наш сервис снизилась на 98%: растет спрос на билеты только со стороны Бишкека и Ташкента. Ежедневно наш сервис несет убытки на несколько миллионов тенге, наши клиенты-организаторы: на 25-30 млн тенге.
По нашим расчетам, мы недополучим в обороте с 13 марта по 15 апреля порядка 800 млн тенге. Это не учитывая значительные издержки, связанные с возвратом билетов по отмененным мероприятиям.
В настоящее время отменено порядка 30 концертов, перенесено на другие даты более 50 мероприятий. Скорее всего число отмененных мероприятий увеличится. На вероятность проведения концерта влияет не только введенный карантин, но и запрет на въезд в страну, курс валюты. Ведь зачастую договоры с артистами заключаются именно в долларах.
Кроме того, отменены чемпионат Казахстана по футболу и хоккейные матчи, перестали принимать посетителей фитнес-центры, организаторы туристических автобусных туров, а также Шымбулак и Медео. Эти мероприятия также генерируют определенный поток продаж.
Мы старались максимально лояльно выстраивать кадровую политику. Многие из сотрудников были отправлены в очередные оплачиваемые отпуска. Уволено было только 3 человека, остальные рабочие места пытаемся сохранить. Уточню, наша команда в пяти странах состоит из 49 человек.
После стабилизации ситуации нам предстоит работать в усиленном режиме. Если чрезвычайная ситуация в стране затянется более чем на месяц, мы будем вынуждены принять решение о дополнительных отпусках или о сокращении штата.
Поддержка представителей МСБ стала разумным шагом со стороны государства в сложившейся ситуации. Средства, которые были сохранены в бюджете после отказа от проведения государственных празднований Наурыза, можно направить на компенсации и помощь учреждениям культуры. Кроме того, государство получило значительные дотации на борьбу с эпидемией. Разумно было бы часть этих средств направить на компенсации пострадавшим от введения ЧП бизнесменам. Одна из мер, которую можно применять, – государство может покрыть зарплаты сотрудников, вынужденных находиться дома без работы либо в отпусках с минимальным окладом. Кроме прямой денежной помощи государство в силах помочь и другими способами: снизить ставку по кредитным выплатам хотя бы до конца года.
Бауржан Шукенов, директор киносети «Арман»
Мы с пониманием относимся к сложившейся ситуации в стране. Если говорить о влиянии коронавируса на наш бизнес, то запрет на продажу билетов в связи с пандемией будет ежемесячно стоить всем кинотеатрам 5 млрд тенге. Эта сумма была рассчитана на основе оборота кинотеатров за последние три года. Среднегодовой оборот кинотеатра составляет порядка 60 млрд тенге. По оценкам, после закрытия только от запрета на продажу билетов все кинотеатры потеряют около 5 млрд тенге в месяц. При этом в расчет не берутся потери фудкортов, которые расположены около кинотеатров, казахстанских производителей кино и тех, кто занимается дистрибуцией.
В этом году кинотеатр «Арман» может оказаться в убытке. Если учитывать все, что сейчас происходит в связи с коронавирусом, точно могу сказать, что 2020-й для нас будет минусовым. Мы уже теряем прибыль, потому что показ фильмов, которые должны были выйти в прокат на этой неделе, сдвигается на неопределенный срок. С начала года заполняемость залов снизилась в среднем на 5-10%.
В сети наших кинотеатров по всему Казахстану работает около 300 человек. Административный персонал, скорее всего, отправим в отпуск с сохранением минимальной заработной платы в сумме 42 500 тенге.