Над запуском продуктов могут работать десятки и даже сотни специалистов одновременно. Поэтому очень важно создать такую систему управления, которая позволит вовремя реагировать на обратную связь и подстраиваться под требования рынка. Сегодня многим компаниям эту возможность дают такие фреймворки, методы и методологии, как Scrum, Kanban, Lean, Prince2 и PMI. В Казахстане такой подход уже внедряют Народный банк, Сбербанк, АльфаБанк, «Кселл» и «Билайн». Специалисты компании BTS Digital проанализировали тренды в сфере управления продуктами и проектами и рассказали, зачем казахстанскому бизнесу их внедрять.
Создание ИТ-продуктов – сложный процесс, находящийся по модели Кеневина в сложной и запутанной среде. Автор данной модели Дейв Сноудон. В быстро меняющемся мире ИТ-компании не могут позволить себе длительный процесс создания, согласования и подписания технических заданий. Поэтому, чтобы сократить время и расходы на создание продуктов, они были вынуждены искать новые подходы. Agile стал одним из решений. По данным исследования StateofAgile, Version One 2019, самые популярные сегодня методики – это Scrum (его используют 54% компаний), различные гибридные модели (14%), гибрид Scrum и XP (10%), Scrumban (8%) и Kanban (5%).
В основе данных методов и фреймворков лежат ценности Agile: люди и взаимодействие важнее процессов и инструментов; работающий продукт важнее исчерпывающей документации; сотрудничество с заказчиком важнее согласования условий контракта; готовность к изменениям важнее следования первоначальному плану.
Кто сегодня внедряет Agile
На самом деле методы Agile, как философия и образ мышления, вышли за пределы ИТ и активно применяются в других индустриях. Так, по данным исследования американской компании Collab Net Version One, опубликованного в мае 2019 года, Agile внедрили 97% компаний-респондентов. При этом только 25% из них занимаются информационными технологиями. Остальные работают в других сферах: 19% – в финансовой, 10% – оказывают профессиональные услуги, 8% – занимаются страхованием, 6% – государственные организации и 6% – компании из сферы здравоохранения и фармацевтики.
Известен кейс LEGO Digital Solution, который представили на международной конференции Lean Kanban Central Europe. В 2014 году компания, отвечающая за разработку новых продуктов LEGO, начала внедрять в свои бизнес-процессы Agile-подходы. Иными словами, компания перешла к интервальной разработке, а также к созданию автономных продуктовых команд.
В результате сотрудники перестали дублировать задачи друг друга, и им стало проще планировать работу, до минимума сократилось неэффективное время, которое работники раньше тратили на корпоративную переписку, а эффективность работы выросла. При этом увеличилось доверие со стороны клиентов, так как работа компании стала более прозрачной и понятной.
Стоит отметить, что компании FAANG (Facebook, Amazon, Apple, NetflixandGoogle) активно применяют подходы на основе Agile для увеличения своей гибкости (по данным Deloitte, Integrating risk management and agile projects).
Какое ключевое изменение несет переход на Agile
Ключевое, что сейчас пытаются сделать и изменить компании, – поставлять ценность для пользователя. То есть это переход от Project к Product-мышлению. Безусловно, это совсем не означает, что классические проекты исчезнут, не везде и не всегда нужно подходить с позиции Product Mindset.
Такой подход позволяет перейти от создания проектов к решению проблем пользователей. Что, в свою очередь, позволит ускорить разработку продуктов, повысить гибкость при разработке проектов, увеличить производительность, эффективнее интегрировать ИТ в бизнес, повысить качество услуг и увеличить прозрачность работы. Компании, которые уже внедрили Agile в свою деятельность, отмечают, что благодаря этому им удалось добиться не только первоначальных целей, но и повысить моральный дух команд, увеличить «предсказуемость» процесса запуска проектов и снизить риски при запуске новых продуктов.
Помимо этого, в перспективе Agile позволит снизить стоимость разработки. Ведь чем быстрее команды смогут создавать минимально жизнеспособный продукт, который покажет, стоит ли выделять миллионы на его развитие, тем меньше денег компания потратит в перспективе.
Хотелось бы отметить, что вышеупомянутые подходы мы активно применяем при создании своих цифровых решений. Для проверки гипотез мы используем пользовательские исследования, Design Sprint, а также данные и аналитику команд. В проектах мы продолжаем использовать каскадные модели с такими артефактами как диаграмма Ганта, проектная документация и так далее. У проектов есть ограничения в виде времени, объема и затрат. Все эти изменения привели к увеличению скорости разработки продукта, повышению гибкости продуктовых команд и ориентированност и на клиента.
В связи с увеличением количества цифровых продуктов и развитием цифровизации в Казахстане спрос на менеджеров по управлению ИТ-проектами и продуктами будет расти в ближайшее время. Согласно отчету World Economic Forum – The Future of Jobs Report 2018, тенденции, которые будут положительно влиять на бизнес, – применение новых технологий и доступ к большим данным. Это говорит о том, что для менеджеров, создающих ИТ-проекты и продукты, одним из важных навыков станет работа с большими данным (по данным The Project Manager of the Future 2019, PMI Report).
Однако если компания хочет сократить время разработки, улучшить поставляемую ценность, повысить качество работы и своевременно реагировать на изменяющийся рынок, гибкие методики управления проектами/продуктами смогут дать желаемый результат. Опыт зарубежных компаний из разных сфер это подтверждает. И не важно, какой именно подход вы выберете, это поможет вам создавать прорывные продукты, получить преимущество на рынке и поставить ценность клиенту.
Даурен Куркенов, Product Manager BTS Digital