Сегодня капитализм в его традиционном понимании подвергается все большей критике со стороны общества. Рост неравенства в распределении доходов между участниками рынка, увеличение нагрузки на окружающую среду и связанные с этим последствия, такие как нехватка природных ресурсов и изменение климата, привели к подрыву доверия к существующей экономической системе. По данным опроса, проведенного Edelman Trust в 2019 году, общий уровень доверия общества к бизнесу составил всего 56%. При этом 73% респондентов уверены в том, что бизнес должен стать драйвером позитивных экономических и социальных изменений в ближайшем будущем.
В то же время все больше инвесторов по всему миру сходятся во мнении, что компаниям необходимо отказаться от бизнес-модели, ориентированной на получение быстрых экономических выгод для ограниченных групп людей, и направить свои усилия на создание ценности для более широкого круга участников рынка в долгосрочной перспективе. Многие публичные компании, равно как и их инвесторы, больше сконцентрированы на получении квартальных прибылей – это часто достигается мерами, идущими вразрез с целью устойчивой прибыльности в долгосрочной перспективе.
В этом контексте способность компаний просто генерировать прибыль больше не может считаться основным критерием успеха. Для того чтобы отвечать растущим ожиданиям заинтересованных сторон, компаниям следует пересмотреть подход к оценке реальной ценности бизнеса. Консервативный подход к определению ценности, которую создает компания, заключается в измерении только материальных результатов ее деятельности в рамках финансовой отчетности. Однако в век информационных технологий, когда объем доступных данных растет с каждым днем, понятие ценности приобретает более широкий смысл. На первое место выходят нематериальные аспекты, такие как развитие человеческого капитала, инновации, лояльность потребителей, воздействие на окружающую среду, социальная деятельность и работа с людьми.
На сегодняшний день нематериальные аспекты представляют от 50 до 80% рыночной стоимости публичной компании. Поэтому становится очевидным, что инвестиции именно в нематериальные активы будут определять устойчивость бизнеса в ближайшие десятилетия. Компаниям уже сейчас необходимо учитывать этот факт при планировании стратегий будущего развития. В поддержку этого утверждения выступают результаты совместного исследования Глобального института McKinsey и FCLT Global, которые показывают, что выручка организаций, нацеленных на достижение долгосрочных целей, на 47% выше, а прибыль – на 36% больше по сравнению с прочими компаниями, которые и ориентированы в основном на квартальные результаты.
Таким образом ориентация на долгосрочную ценность становится основой новой парадигмы ведения бизнеса – так называемого инклюзивного капитализма. Инклюзивный капитализм – это всемирное движение, объединяющее усилия бизнеса, государства и гражданского общества для создания более справедливой и равноправной системы распределения ценности в экономике. Инклюзивный капитализм призывает бизнес вести деятельность и вкладывать средства таким образом, чтобы возможности и выгоды нашей экономической системы стали доступны каждому. Однако у бизнес-сообщества возникает резонный вопрос: «Как же мне оценить ценность бизнеса, которую невозможно измерить с помощью традиционных финансовых инструментов?» Отсутствие общепринятого и согласованного подхода к оценке нематериальных аспектов не давало возможности компаниям раскрыть полную ценность бизнеса для экономики и общества.
Для решения этой проблемы компанией EY совместно с Коалицией за инклюзивный капитализм в 2017 году был запущен уникальный проект – Embankment Project for Inclusive Capitalism (EPIC). Целью проекта стало определение и разработка новых систем оценки и демонстрации долгосрочной ценности бизнеса для всех заинтересованных сторон. В нем приняли участие представители 31 крупнейшей мировой компании, владельцы и управляющие, под контролем которых находятся активы общей стоимостью в $30 трлн. В процессе работы участниками проекта были определены основные категории и показатели оценки долгосрочной ценности:
- ценность для сотрудников: выражается в том, насколько эффективно компания инвестирует в человеческий капитал, способствует развитию корпоративной культуры и лидерства.
- ценность для потребителей: включает аспекты деятельности компании, направленные на удовлетворение ожиданий и потребностей своих клиентов посредством внедрения инноваций, поддержки доверия потребителей и заботы об их здоровье, поддержку конкурентоспособности на рынке посредством внедрения инноваций.
- ценность для общества: включает оценку воздействия компании на социальное благополучие и устойчивое развитие людей.
Во многом результаты данного проекта легли в основу совместных усилий, предпринятых Международным деловым советом Всемирного экономического форума (ВЭФ). Под руководством Клауса Шваба из ВЭФ и Брайана Мойнихана (руководителя МДС ВЭФ и СЕО Bank of America) ВЭФ и компании «большой четверки» работают совместно над консолидацией и упрощением подхода к измерению долгосрочной ценности бизнеса и ее влияния на общество, включая анализ прогресса в достижении Целей устойчивого развития ООН. Эти усилия направлены на интеграцию и согласование подходов разработчиков различных стандартов, таких как Глобальная инициатива по отчетности (GRI) и Совет по стандартам учета в области устойчивого развития (SASB), а также другие ведущие инициативы в этой области, включая FCLT Global, Just Capital и Всемирный деловой совет по устойчивому развитию (WBCSD).
На последнем Всемирном экономическом форуме в Давосе доминировали темы изменения климата и поиска нового общественного договора между бизнесом, государством и обществом. В частности, обсуждались вопросы того, как компании могут учитывать и раскрывать экологическое и социальное влияние своей деятельности в корпоративной отчетности. Учитывая международный характер данной проблематики, необходимость оценки нематериальных аспектов ценности актуальна и для казахстанских реалий. Сегодня бизнес-сообщество в Казахстане должно осознать, что создание ценности для широкого круга заинтересованных сторон становится залогом конкурентоспособности в ближайшем будущем.
Если казахстанский бизнес хочет быть конкурентоспособным на международной арене, то ему пора подключаться к этим инициативам – высказывать свое мнение об их развитии и решать, каким образом внедрить их в свои стратегии, рабочие процессы и отчетность уже сейчас.
Это важный момент для корпоративного мира. Сегодня очевидно, что долгосрочный успех для бизнеса важнее, чем краткосрочные прибыли компаний. Руководители больше не должны выбирать между тем, что хорошо для бизнеса, и тем, что хорошо для их заинтересованных сторон. Они могут и должны учитывать ожидания и тех, и других.
Виктор Коваленко, директор EY по услугам в области устойчивого развития в регионе CESA
Ляззат Кайбалдиева, старший эксперт EY по услугам в области устойчивого развития