Производство хлеба всегда востребовано, поскольку он относится к товарам социальной важности. При кажущейся доходности этого бизнеса иметь прибыльный завод или пекарню может не каждый бизнесмен. Почему? Ответ на этот вопрос во время интервью корреспонденту «Капитал.kz» дал директор департамента маркетинга и рекламы ТОО «Сабыржан Company» Виктор Горегляд. Он также рассказал, как найти свою нишу в этом бизнесе и о проблемах, с которыми сталкиваются казахстанские хлебопеки.
- Виктор, насколько сегодня прибыльно заниматься выпечкой?
- Это доходный бизнес, но нужно соблюдать баланс. По большому счету, на социальном хлебе не зарабатывают. Но с учетом потребностей рынка его необходимо производить. Без выпечки социального хлеба будет тяжело заниматься продажей остальной продукции и выставлять товар в магазине. Заниматься выпечкой может быть неприбыльно для маленьких компаний, потому что мука закупается мешками, а не вагонами. Прямые контракты с производителями муки позволяют снизить себестоимость продукта. Расходы на муку составляют 80% затрат на производство хлеба.
- Вы с каких объемов производства начинали?
- Мы начинали с небольшой пекарни и поставок собственной продукции для сети наших розничных магазинов «Toimart» и «Сабыржан». Объем потребления нашей продукции рос постепенно, и вместе с ним росла и компания. Небольшое производство нас уже не удовлетворяло, поэтому было решено создать полноценный производственный комплекс фабрики кухни «Даринан». Мы открыли большой хлебопекарный цех с производственной мощностью 450 тонн готовой продукции в месяц. Здесь выпускается 72 вида хлебобулочных изделий, 6 из них имеют социальную направленность. Кроме того, мы создали кондитерский цех, рассчитанный на выпекание 30 тонн готовой продукции в месяц по 60 наименованиям. И у нас работает третий цех кулинарной продукции с производственной мощностью 27 тонн готовой продукции в месяц по 270 наименованиям. В общем, мы можем произвести 507 тонн продукции в месяц. Перед тем как открыть производственный комплекс, мы детально изучили рынок продуктового ретейла и выявили огромный спрос розничных магазинов на выпускаемый ассортимент. В ближайший год планируем осуществлять поставку в более чем 300 магазинов.
- Много вложили в проект?
- Так как мы знаем, каковы объем рынка, конкуренция на нем и спрос, то приняли решение инвестировать 600 млн тенге.
- Это полностью собственные средства?
- Часть денег вложили сами, часть заняли в банке. Даже не привлекая внешних партнеров, а продавая продукцию через свои торговые точки, планируем вернуть инвестиции за 3-3,5 года. Рынок очень большой и он не заполнен, потому что таких предприятий в Казахстане нет.
- Получается, что конкуренция в этом сегменте невысокая?
- Дело в том, что не все умеют продавать произведенную продукцию. Если взять нашу производственную мощность по хлебу, то это всего лишь 10% от того, что выпускает «Аксай нан». Это гигант, который по большей части производит социальный хлеб. У нас будет порядка 6 видов хлеба социальной направленности, а все остальные – это хлеб среднего и премиального сегмента. Например, с тыквенными семечками, хлеб на закваске, гречневый, сырный, морковный. Это уникальный продукт, который делают маленькие компании с небольшим объемом продаж или же магазины, которые реализуют продукцию внутри своей сети. У нас есть возможность продавать товар не только через свою сеть, но еще и заниматься дистрибуцией по Алматы и Алматинской области.
- Сколько стоит ваш социальный, среднего сегмента и премиальный хлеб?
- Готовый хлеб мы будем реализовывать по рыночным ценам. Стоимость социального хлеба будет на установленном государством уровне.
- Какова рентабельность производства булки хлеба и, например, торта?
- Рентабельность напрямую зависит от сырья. Цена на муку напрямую влияет на стоимость хлебобулочных изделий, мы закупаем ее в Акмолинской области. При этом нет цели получить сверхприбыль в этом бизнесе, но он должен быть рентабельным.
- Владеете ли вы информацией о том, сколько сейчас пекарен и кондитерских цехов работает на рынке Алматы?
- Таких данных у нас нет, а посчитать очень сложно, так как этот бизнес развивается, потому что есть спрос. Как правило, акцент делается на производстве необычного хлеба высокого качества. Основные игроки на этом рынке – «Аксай нан» и «Алматы нан» – два «монстра», которые обеспечивают Алматы и ближайшие регионы. При одинаковой стоимости продукции, предприятия сегодня конкурируют по ее качеству, умению продавать и представлять себя на рынке.
- Какие проблемы характерны для нашего хлебного рынка?
- Это общие проблемы, которые есть у всего бизнеса Казахстана. Например, такая проблема, как дешевые деньги. Любому предприятию для развития нужны немалые инвестиции. Оборудование должно быть качественным и поддерживать его работоспособность необходимо ежемесячно. Есть проблема с культурой поставок и поддержания сырья. У нас не должно быть сбоев в производстве хлеба, так как каждый день мы поставляем его в магазины. Для подстраховки мы заключаем контракты с несколькими поставщиками. Также происходит постоянное подорожание основного сырья, которое влияет на себестоимость готового продукта. Подорожание ГСМ также сильно сказывается на себестоимости готовой продукции на полках магазинов.
- Планируете расширить производство?
- Сейчас в разработке у нас находятся проекты по созданию цеха по производству печенья, пряников, сушек, линии по производству макаронных изделий, цеха по заготовке овощей-полуфабрикатов в вакуумной упаковке, линии по изготовлению сухофруктов, коптильного цеха.