USD
447.40₸
-1.490
EUR
477.55₸
-0.380
RUB
4.76₸
BRENT
88.18$
-0.610
BTC
62062.60$
-1473.300

Три условия защиты деловой репутации

Как и когда компаниям следует отстаивать деловую репутацию через суды

Share
Share
Share
Tweet
Share
Фотограф: Дина Амирханова

Фотограф: Дина Амирханова

Как и когда компаниям следует отстаивать деловую репутацию через суды, в чем сложность определения суммы ущерба и при каких условиях можно начинать разбирательство – об этом корреспондент «Капитал.kz» побеседовал с партнером юридической фирмы Synergy Partners Нуржаном Стамкуловым. 

- Нуржан, что включает в себя понятие «деловая репутация»?

- Согласно законодательству, деловая репутация это устойчивая положительная оценка деловых, производственных, профессиональных достоинств юридического лица общественным мнением. Иными словами, для бизнеса репутация – это, прежде всего, совокупность всех положительных качеств, свойств о продуктах и услугах компании, которые сложились у общества за определенное время. Сфера защиты деловой репутации регламентируется Гражданским кодексом РК и нормативным постановлением Верховного суда РК от 18 декабря 1992 года.

- Где находится та грань, когда можно говорить о том, что была задета репутация?

- Защищать деловую репутацию рекомендую тогда, когда сведения или информация, порочащая компанию, являются ложью или интерпретируются в негативном контексте.

- Приведите пример, когда деловая репутация была задета…

- Например, компания производит качественные смартфоны. Но какой-то гражданин через СМИ сообщает, что смартфоны небезопасны и могут взорваться. Это классический случай нарушения деловой репутации, поскольку без определенных фактов ставится под сомнение качество всей продукции. Казахстанское законодательство позволяет защитить деловую репутацию, но только при трех главных условиях.

Первое условие – информация о товаре или услуге, которая была отражена в социальных сетях или при общении, должна быть ложной, то есть не соответствовать действительности. Если компания подает в суд на гражданина, то бремя доказывания своей правоты возлагается на него.

Если рассматривать наш пример, гражданин должен доказать в суде, что все телефоны компании опасны для общества и привести реальные доказательства: протокол испытаний от местной лаборатории или центра технической сертификации, заключение независимых экспертов и другие данные.

Второе условие – негативная информация или сведения должны быть сообщены любому третьему лицу или распространены через СМИ либо другим третьим лицам. Кстати, по нашим законам, социальные сети, либо любой веб-сайт считаются интернет-ресурсом и приравниваются к источнику массовой информации. К примеру, если посетитель ресторана оказался недоволен качеством блюда и отправил жалобу, то это не считается нарушением деловой репутации.

Третье условие – ложная информация или сведения должны реально наносить ущерб деловой репутации. То есть сведения, нарушающие деловую репутацию, должны иметь причинно-следственную связь между их распространением и причиненным ущербом деловой репутации. Уточню, информация должна негативно повлиять на деятельность компании – снизить ее доходы, поток посетителей.

- Насколько часто в Казахстане встречаются ситуации, когда недобросовестные конкуренты порочат репутацию своего конкурента?

- Таких случаев очень мало, но они бывают. В основном иски в судах связаны с разбирательствами по товарным знакам.

- Какие действия должны последовать со стороны компании, если о ней написали недостоверные отзывы в соцсетях? 

- Желательно, чтобы анализом информации в посте и соответственно ее скрином занимались юристы компании или сторонние юристы. То есть юристы должны понять, была ли реально такая ситуация и насколько правдиво и в полной мере она изложена в посте. Далее уже необходимо прояснить, насколько представленные факты в посте соответствуют действительности. Если не предпринять оперативных действий для разрешения ситуации, она может негативно отразиться на компании, привести к потере ее авторитета, падению прибыли и даже убыткам.

- Должна ли компания сразу подавать в суд? 

- В первую очередь, конечно, всем сторонам стоит сесть за стол переговоров, обсудить возникшую ситуацию. Если проблему решить не получается, то у компании не остается выбора, кроме как обратиться в суд для защиты своей репутации.

Кстати, по нашей практике, к юристам в основном обращаются предприниматели, когда они уже попробовали все способы урегулирования конфликта. Например, был случай, когда клиент обратился в компанию, которая занимается мойкой машин. В результате услуга была оказана некачественно и автовдалельцу было предложено осуществить три бесплатные мойки машины. Он соглашается, но после трех бесплатных моек у него появляется «аппетит». Чтобы не выносить ситуацию на общественное поле, он настаивает еще на трех бесплатных автомойках. В этом случае автосервис уже вынужден обращаться в суд для отстаивания своей правоты. У нас была похожая ситуация, и компания выиграла судебный процесс.

- Какими суммами исчисляются иски по защите деловой репутации?

- Иски со стороны малого бизнеса колеблются от 500 тыс. тенге, у крупного бизнеса они могут исчисляться миллионами. В среднем размер иска составляет от 1-10 млн тенге.

- Какой процент из этих исков обычно удовлетворяют суды в Казахстане?

- По нашим косвенным аналитическим данным, из всех исков по защите деловой репутации удовлетворяется лишь половина.

- На какие критерии должны опираться предприниматели при расчете суммы иска?

- По законодательству, компании через суд могут требовать опровержения, удаления сообщений в социальных сетях, особенно, если они привели к каким-то убыткам. В целом сумма иска напрямую зависит от суммы недополученной прибыли, которую предприниматель не заработал в результате случая, задевшего деловую репутацию. 

По законодательству, компания может требовать возмещения этих убытков. Но, к сожалению, в Казахстане сложилась такая судебная практика, когда организациям сложно взыскивать убытки и упущенную выгоду. Это проблема также наблюдается и в других странах, когда убытки очень трудно подсчитать.

Приведу пример. В социальной сети один из клиентов банка сообщил, что ему грозит банкротство, так как у него огромная доля «токсичных» кредитов. В результате этого поста стал наблюдаться отток вкладчиков из фининститута, и, соответственно, поток клиентов также снизился. Если показатель по оттоку депозитов можно подтвердить, то объем «упущенной выгоды» от тех потенциальных клиентов, которые передумали обращаться в этот в банк для открытия вклада, сложно подсчитать.

Дело в том, что суды исходят из того, что им необходимо видеть конкретные последствия от ситуации, которая задела репутацию компании. Например, снижение прибыли, расторжение договоров. Но зачастую, все-таки, даже если порочащая деловую репутацию информация никак не отразилась на финансовых показателях организации, она должна обратиться в суд для защиты своей деловой репутации. Если не защищать бизнес, то он в будущем лишается клиентов, прибыли.

Сумма иска также может учитывать и затраты на PR-кампанию и другие расходы, которые были направлены на преодоление негативного всплеска. Также сумма иска может учитывать затраты предпринимателя на проведение досудебных экспертиз, которые потребовались для предоставления доказательств своей правоты в суд.

- Увеличилось ли количество исков в суды за два года по таким делам?

- По нашим подсчетам, тенденция идет больше к росту, чем снижению.

- Какие недочеты есть в законодательстве, которые затрудняют защиту деловой репутации?

- В законодательстве нет каких-то недоработок, главное – насколько правильно оно применяется. Когда подаются иски о защите деловой репутации, суды обязательно назначают филологическую, психологическую экспертизы. И зачастую онис напрямую задают вопрос экспертам «было ли нарушение деловой репутации», хотя такой вопрос должен решать сам суд, а не эксперты. Учитывая, что большинство судебных экспертов чаще сталкиваются с уголовными делами, по клевете, оскорблению и так далее, то когда они дают оценку по гражданским делам, по ним возникают расхождения. 

Мы рекомендуем до суда нанимать частных, не государственных, экспертов, которые имеют лицензию на проведение филологических, психологических экспертиз.

Еще одна проблема – отсутствие специальной маркетинговой экспертизы. С ее помощью можно было бы определить, насколько PR-кампания какого-либо субъекта бизнеса задевает деловую репутацию другого субъекта. Мы встречались с судебными разбирательствами, когда одна компания обвиняла другую в черном PR. И знаете, экспертам, которые есть на рынке, было очень сложно доказать, что использовался именно черный PR, потому что у них почти не было разбирательств по таким спорам, у них де-факто не было необходимого опыта, квалификации.

- В какую сумму обойдутся бизнесу такие экспертизы?

- От 100 тыс. до 500 тыс. тенге в зависимости от объема работ.

- Уточните, сколько на рынке стоят услуги юристов?

- В каждом из регионов страны цены разные. Например, в Алматы стоимость начинается от 350 тыс. тенге. Юристам нужно посещать суды, собирать доказательства, составлять документы, расходы большие.

- Как считаете, будет ли расти число исков по защите деловой репутации?

- Это будет зависеть от экономики: если она будет развиваться, то будет развиваться и судебная система, бизнес. Соответственно, и число исков с каждым годом будет только увеличиваться. На наш взгляд, рост экономики – главный фактор. 

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.