USD 384.97₸
EUR 427.12₸
RUB 6.04₸
BRENT 64.39$ ↑ +1.550
BTC 7544.70$ ↑ +0.009
ETH 151.05$ ↑ +0.022
LTC 45.75$ ↑ +0.008
Курсы валют в Казахстане
Новости Казахстана - Капитал.кз
ГлавнаяБизнесКак меняется рынок снеков

Как меняется рынок снеков

На сегодняшний день объем глобального рынка превышает $1,2 трлн
Фотограф: Дина Амирханова
Фотограф: Дина Амирханова

Cпрос на здоровые снеки растет, и все чаще люди предпочитают перекусы полноценному приему пищи. Снекинг становится новым стилем потребления. На сегодняшний день объем глобального рынка превышает $1,2 трлн. В Казахстане традиционно доминирует сегмент молочного шоколада, он занимает порядка 60%. О развитии и перспективах рынка снеков в Казахстане в интервью корреспонденту «Капитал.kz» рассказал генеральный директор по ЦА и Кавказу ТОО «Мон’дэлис Казахстан» Олег Савчук. Компания является частью группы Mondelēz International – крупнейшего в мире производителя шоколадной продукции, печенья, леденцов и жевательной резинки.

- Олег, почему именно Казахстан был выбран для создания регионального офиса в рамках управления бизнесом «Мон’дэлис» в 9 странах?

- Официально мы пришли на рынок Казахстана 11 лет назад, и это был осознанный выбор. Экономика РК среди стран ЦА является самой крупной, и на протяжении многих лет она стабильна. Правила ведения бизнеса внутри республики достаточно стабильны и понятны, поэтому выбор был очевиден.

- Как сегодня развивается бизнес в Казахстане?

- На протяжении 11 лет мы ведем достаточно успешный бизнес в РК. Непростыми для всего региона были 2015-2016 годы. В этот период все рынки евразийского пространства находились в кризисной фазе. Для нас новая точка отсчета – 2016 год. За последние три года наш бизнес в Казахстане вырос больше чем на 30%. В некоторых категориях, таких как бисквиты – на 50%. Рынок продолжает для нас быть интересным. Мы видим, что впервые после 2015 года он начал демонстрировать рост, и это хороший сигнал для Казахстана. Во всяком случае, это ощущается в категориях шоколада, бисквита, жевательной резинки и леденцов. У каждого рынка своя специфика и особенности, поэтому локальные бренды мы адаптируем под глобальную специфику. В сегменте шоколада мы представлены двумя сильными игроками – региональным брендом Alpen Gold и глобальным Milka.

- Как обстоят дела в сегменте продажи снеков?

- В целом объем глобального рынка снеков превышает $1,2 трлн, каждый год он растет на 5%. Большую роль в росте этого сегмента играет категория шоколада, бисквитов, сладкого печенья. Одна из особенностей ЦА заключается в том, что рынок шоколада находится в активной стадии развития по сравнению с ближними традиционно шоколадными рынками России, Беларуси, Украины. Казахстан отстает в среднем потреблении шоколада на душу населения. Но с каждым годом потребление шоколада в стране растет, и мы верим, что эта категория будет и дальше стремительно развиваться.

- Какие тенденции на рынке кондитерских изделий вы видите в мире и Казахстане? Что предпочитают потребители?

- Снекинг становится трендом. Результаты исследования, проведенного нашей компанией в 12 странах мира, подтверждают: жизнь современного человека усложняется и ускоряется с каждым днем. В связи с этим большинство взрослых по всему миру, 6 человек из 10, предпочитают есть маленькими порциями в течение дня, отказываясь от длительных приемов пищи. 61% опрошенных сообщают, что не могут представить свою жизнь без постоянных перекусов. 77% людей считают, что полезные снеки – это очень важно и ищут баланс между вкусом и пользой.

- Как меняются потребительские предпочтения?

- Если смотреть на изменение потребительских предпочтений, то сегодня на первое место выходят качество продукта, вкус и его польза, также очень важны формат и упаковка. При этом люди стали уделять внимание еще и экологичности упаковки, а не только ее привлекательности, и многие делают выбор в ее пользу. И глядя на это, глобально наша компания взяла на себя обязательство сделать упаковку наших продуктов 100% перерабатываемой до 2025 года. Один из залогов успешного развития бизнеса – социальные инициативы. Например, мы за осознанное потребление во всем, поэтому ответственно относимся к тому, откуда берем те же ингредиенты для шоколада.

- Что изменилось на рынке с годами?

- Этот год однозначно будет для нас успешным: среди стран ЦА Казахстан занимает ведущую позицию и по динамике роста, и по количеству запущенных инноваций.

- Релевантны ли глобальные тренды для рынка Казахстана?

- С уверенностью могу сказать, что в большинстве случаев да. Общество меняется, меняются и глобальные тренды. Безусловно, есть специфика рынка ЦА, и это определенные вызовы. Но каждый такой вызов мы рассматриваем как возможности для роста. Например, рынок Узбекистана растет, но с очень низкой базы и требует более пристального внимания на данный момент. В этом году мы также видим очень хорошую динамику в Азербайджане.

- Как обстоят дела с конкуренцией?

- Можно сказать, что рынок Казахстана очень конкурентен во всех категориях, в которых мы работаем. Но здоровая конкуренция – это хорошо, ведь это дает людям возможность выбора и подстегивает компании развиваться, предлагая еще более интересные решения и новинки. 

- Ваши прогнозы по дальнейшему развитию рынка? 

- Рынок шоколада будет продолжать расти, и не только в Казахстане. Если посмотреть на рынок Европы сейчас, то он на 20-25% состоит из продажи шоколадных плиток. В Казахстане этот сегмент только начинает развиваться. Для себя мы взяли как одну из стратегий на будущий год развитие этого сегмента.

- У нас это шоколад, а какие предпочтения в Европе?  

- Это также шоколад, но там немного другие тренды. Европейский тренд сейчас называется секонд лайфер. Через пару лет большей половине потребителей шоколада в ряде стран Европы будет 50 лет. Это требует особенного подхода. Например, переход от молочного шоколада к темному. Но на текущий момент это точно не грозит ЦА, потому что тут больше молодого населения. Например, 60% потребителей в Казахстане покупают плиточный молочный шоколад.  Этот сегмент традиционно доминирует в стране, но последние годы можно также отметить рост спроса на темный шоколад. Мы видим, что в Казахстане активно развивается формат современной торговли, это рост больших сетей и супермаркетов. Традиционно покупатели чаще выбирали магазины у дома, но ситуация меняется. Это не сложности, а объективные изменения на рынке, под которые мы подстраиваемся. Поэтому могу отметить, что в Казахстане мы видим для себя больше возможностей, чем проблем.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.