USD
527.58₸
-2.410
EUR
546.15₸
-0.480
RUB
5.29₸
+0.080
BRENT
79.30$
-0.010
BTC
105728.00$
-381.000

Саят Досыбаев: Мода подчиняется правилам экономики

Основатель Kazakhstan Fashion Week о специфике бизнеса, проблемах дизайнеров и экологичности проекта

Share
Share
Share
Tweet
Share
Владимир Третьяков

Владимир Третьяков

Как работает Казахстанская неделя моды и почему дизайнерам необходима государственная поддержка в интервью корреспонденту «Капитал.kz» рассказал генеральный продюсер, основатель Kazakhstan Fashion Week (KFW) Саят Досыбаев.

Саят, проект KFW уже довольно давно существует на рынке, но ведь мода модой, а это еще и бизнес?

– Да, мы недавно отмечали 15-летие бренда KFW, но до этого наш проект существовал под другим названием – Almaty Fashion Week. После того, как к нам начали поступать заявки со всего Казахстана, мы подумали, что правильнее будет переименовать его.

Расскажу предысторию. В то время, когда мы начинали, как таковой казахстанский потребитель не был еще сформирован, поэтому мы прощупывали рынок, чтобы изучить на что и к чему он будет готов. Отечественных дизайнеров тогда тоже практически не было, и нам приходилось привозить зарубежных.

Сначала мы не думали о бизнесе, это был просто арт-проект. То есть человек, когда готовит торт, угощает своих друзей, он не думает, что делает бизнес, потому что творит для себя, для души. И только через какое-то время он видит, что на его товар появляется спрос. Так и в нашем случае: сначала был интерес, затем появился спрос, а позже и устойчивый спрос.

Но, что самое интересное, с появлением дней моды стали появляться и дизайнеры. Кто знал, что именно так работает эта индустрия.

Первоначально мода в Париже тоже имела исключительно арт-оттенок, и никто особо не задумывался, что есть жесткие правила экономики. Из-за этого многие дома мод обанкротились и закрылись. Теперь же все знают, что fashion стал своего рода инструментом бизнеса, который подчиняется экономическим и финансовым законам.

Что касается нашего проекта, то он проходит исключительно на средства спонсоров. Что я подразумеваю под спонсорством? Взаимовыгодные бартерные отношения. Так, в компаниях, которые присутствуют в этой индустрии, заложены определенные рекламные бюджеты и через нас им выгоднее и правильнее донести свой продукт для потребителя. Мы даем им площадку в рамках недели, а они в свою очередь выписывают билеты, печатают программу, арендуют залы показов, оплачивают перелеты дизайнеров и так далее.

Однако спонсорские средства мы привлекаем только на сезон, и от этих вложений уже зависит, насколько реализуется программа или приходится адаптироваться в условиях.

В свою очередь на наши плечи ложится вся техническая, административная, маркетинговая часть. Все, что вы видите на площадке, – это работа нашей команды.

Конечно, у нас есть постоянные спонсоры, благодаря которым неделя моды продолжает держаться на плаву. Но все понимают, что ничего в этом мире не бывает долговечным.

– Проект приносит какую-то прибыль, финансовую отдачу? Есть ли у него какие-то сроки окупаемости?

– Ввиду событийной формы существования проекта срок окупаемости – сезонный. Ивент организовывается, и на данный момент эти три дня недели в самоокупаемости, проект рассчитывается из тех возможностей, которые есть и будут у сезона.

Насчет финансовой отдачи скажу, что ее как таковой нет. Все заработанные средства уходят на поддержку офиса и содержание сотрудников.

– А сколько сотрудников у вас работает?

– На протяжении многих лет в штате постоянно работают около 10 человек, а в дни проведения показов функционирует 5 департаментов численностью до 100 человек, не считая моделей и персонала партнеров.

– В какую сумму для дизайнеров обходится участие в KFW?

– Стоимость участия меняется в зависимости от стоимости услуг наших подрядчиков, в среднем для постоянных участников она составляет около 350 тыс. тенге.

При этом для начинающих дизайнеров у нас действует отдельная платформа, на которой проводится конкурс. Его победители получают бесплатный дебютный показ.

– Саят, поговорим теперь немного о статистике: сколько показов коллекций проходит в среднем за сезон, какое количество посетителей собирается в один день показов, какова стоимость входного билета?

– Учитывая, что в год мы проводим два сезона, то в среднем проходит 35-37 показов. Так, за 15 лет мы представили более 600 показов в 4 городах Казахстана.

В один день на площадке KFW собирается от 800 до 1000 гостей.

Цена на билет определяется, исходя из количества посадочных мест, стоимости аренды площадки и времени шоу. Например, когда показы проходили двумя блоками, дневные билеты стоили 1000-3500 тенге, вечерние – 2500-7000 тенге.

В этом сезоне ввиду того, что количество посадочных мест ограничено, показы проводим в закрытом формате и билеты не продаем.

– В каких городах проходит KFW?

– В Алматы, Нур-Сулатане, Актобе и Шымкенте. В ближайшее время благодаря инициативе партнеров собираемся организовать неделю моды в Караганде и Актау.

Кроме того, мы уже вышли на зарубежные рынки: Азербайджан, Таджикистан и Россию, скоро будем сотрудничать еще и с Узбекистаном.

Но комфортнее всего работать все-таки в Казахстане, потому что у нас не монокультурная, а многонациональная страна, где каждая нация вносит свой шарм как в бизнес, так и в общее строение государства.

– Есть трудности, с которыми приходится сталкиваться в работе?

– Ввиду общей экономической ситуации или зависимости от курса валют случается, что партнеры (спонсоры) ограничивают бюджеты, в таком случае мы не можем реализовать все свои задумки. Но независимо от ситуации проект все-таки существует, мы привлекаем средства и адаптируемся. Кроме того, на взносы дизайнеров обеспечивается показ – наем моделей и техническое снабжение.

Бывает, что планируемое место проведения KFW уходит на ремонт и нам приходится искать другие площадки, увеличивать объем техники.

– Сегодня на показ вы привлекаете только казахстанских дизайнеров?

– Да, если в начале нашей деятельности мы привозили зарубежных дизайнеров, для того чтобы поднять интерес к проекту, то сейчас нужды в этом нет. Некоторые из этих дизайнеров сегодня стали даже мировыми звездами, а тогда им просто был интересен наш рынок и они приезжали на KFW за свой счет.

Но сегодня пригласить на показ какого-то именитого дизайнера нам с экономической точки зрения невыгодно.

Например, мы считали приезд Ямамото даже не для Алматы, а для Москвы, сумма превысила $50 тыс.

На ваш взгляд, чего все-таки не хватает отечественным дизайнерам?

– Не хватает финансовой грамотности. Многие, особенно молодые дизайнеры, на начальных порах не знают бизнес изнутри. Ведь, помимо того, что они умеют шить и рисовать, в будущем им необходимо уметь сформировать свою команду, оплачивать людям зарплату, отчислять налоги государству, подавать в банк заявку и тому подобное. Но сегодня они пока далеки от того, что такое маржинальная стоимость, мерчандайзинг, маркетинг, не говоря о том, как формируется ценообразование на их продукцию.

А, между прочим, в странах Европы это отдельные азы и специальности, которым обучают по несколько лет, причем за немалые деньги.

Мы тоже созрели для формирования такой учебной академии. Сегодня это одна из задач, которую ставит перед собой наша команда.

– Какие проблемы на сегодняшний день существуют в казахстанской индустрии моды?

– Мы большая красивая страна, но у нас нет производства, в этом-то вся беда. Вы не задумывались, почему Италия и Франция – такие маленькие государства, но у них сосредоточено самое большое количество производителей, той же ткани, кожи, фурнитуры? Соответственно, если это сформировано, то возникает и потребность. А когда их рынок перенасыщается, то они имеют возможность экспортировать, что и делают, забрасывая весь мир своими товарами.

В то время как у нас не хватает человеческих ресурсов, хотя процент безработицы зашкаливает. А все потому что рынок перенасыщен экономистами и юристами, которые когда-то получили диплом о высшем образовании и теперь сидят дома без работы. Тогда как сегодня особенно востребованы рабочие профессии. Дизайнеров тоже достаточно, но кто элементарно им будет шить одежду? Ведь посмотрите, куда девались ПТУ, которые выпускали хороших мастеров? Они закрылись в связи с тем, что поступать в них стало непрестижно. Тем не менее я считаю, что люди именно рабочих профессий формируют реальный вклад в развитие экономики страны.

К тому же, чтобы быть конкурентоспособным на международном рынке, нам нужны свои технологии производства, часть из них была утрачена, а на новые подходы нужны приличные средства. Но где их взять, когда у нас нет дотаций от государства? Инвесторы тоже не готовы вкладывать деньги в чье-то образование и обучение, ведь всем нужны в основном «короткие деньги», понятие «длинные деньги» практически никому не интересно.

Например, в той же Франции министерство экономики формирует специальную статью расходов, которая обеспечивает так называемое Бюро модной ассоциации государственными дотациями. Также и в России при правительстве сформирован специальный фонд, где талантливые дизайнеры получают помощь в виде кредитов под низкую процентную ставку и всякого рода полезные консультации.

Эта индустрия особенно нуждаются в государственной поддержке в Казахстане, и мы будем об этом открыто говорить.

– Недавно вы заявили, что новый сезон KFW – это своего рода перезагрузка, и теперь вы являетесь частью глобального движения Reduce, Recycle, Reuse (RRR).

 – Сейчас стало популярным понятие sustainable fashion, то есть устойчивое развитие, – индустрия, которая не требует каких-то постоянных поисков, а обращается к натуральным материалам, в том числе альтернативным.

И, таким образом, мы хотим через призму моды дать определенный посыл обществу и сказать о проблемах экологии.

Лозунг Reduce означает сокращать свое потребление (того же электричества или воды) в жизнедеятельности и тем самым подразумевает «улучшать качество».

Recycle – это переработка не только бытового мусора, который человек создает за свою жизнь, но и творческого.

И третий призыв – Reuse – используй то, что было сделано. Как я уже сказал, чтобы быть дизайнером, надо разбираться в бизнесе и иметь хотя бы стартовый капитал, для того чтобы что-то создавать. Но ведь можно делать коллекции и из вторичного сырья или даже из секонд-хенда, который сейчас стал большим трендом в мировой индустрии моды.

Все вышеуказанное, я верю, будет лейтмотивом многих сезонов, которые ожидают KFW впереди. Сегодня мы нашли поддержку в лице партнеров и дизайнеров, кому небезразлично то, что происходит в мире на фоне ухудшения экологической обстановки.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.