Цветной бизнес: как заработать на изготовлении витражей
На рынке Алматы работает одна из старейших мастерских Казахстана
Высокохудожественные изделия из цветного стекла с 2002 года изготавливают алматинские мастера. Витражи они делают по старым классическим и модерн-технологиям. Изделия пользуются спросом не только в Казахстане, но и за его пределами. О том, как развивался стекольный бизнес, корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz рассказал арт-директор студии «Домовой» Алексей Карамзин.
В 2002 году основательница арт-студии, работая на фирме у своего отца, решила осветить темный и неприглядный холл офиса. Чтобы решить эту проблему, девушка использовала стекло. Расписать его помог американский художник. Темный холл сразу преобразился.
«Это положило начало открытию собственной витражной мастерской. Первые заказы поступали от друзей и знакомых. Постепенно дело разрасталось, а вместе с ним и база клиентов», - начинает свой рассказ Алексей Карамзин.
Спектр применения витражей большой - это двери, перегородки, окна, потолки, панно. Витраж можно подсветить изнутри, что создает дополнительный декоративный эффект. Чаще всего заказывают витражи для дверей и потолков. Около 70% покупателей – это частные лица.
«Наши клиенты - состоятельные люди, которые работают с дизайнерами, и также люди среднего достатка. Мы стараемся сделать услугу доступной для каждого», - добавляет собеседник.
Стоимость и вложения
Алексей объясняет, что этот бизнес не требует покупки определенного оборудования. Его можно начинать с малых объемов и простых материалов.
«Вложения зависят от того, в каких масштабах вы планируете работать. Можно начать и дома, практически ничего не вкладывая. Но если запланированы большие объемы, то понадобится около 6-7 тыс. долларов. Деньги уйдут на помещение, зарплату работникам в цеху и закупку стекла. Также понадобится оборудование для офиса: компьютеры, программы. Например, у нас более 50% трат приходится на зарплату сотрудникам и закупку стекла. Всего у нас работает 10 человек», - замечает он.
Рентабельность мастерской
составляет около 20%. Алексей отмечает, что бизнес прибыльный, но доход в нем
довольно непредсказуемый. Все зависит от количества заказов. Большой доход
приносят крупные заказы, которые можно выполнять 1-2 месяца.
«Быстро работать нам помогают технологии. Могу отметить, что на средний заказ уходит 2-2,5 недели, притом что работа производится полностью вручную. Средний заказ – это витраж от 3 до 5 квадратных метров. Например, заполнить витражом четырехстворчатую перегородку. Это две недели работы. Готовую продукцию мы отправляем в Нур-Султан, Актау, Караганду, Екибастуз, пригороды Алматы. Активно работаем с Израилем», - добавляет он.
Художественное стекло для витражей заказывают в Шанхае раз в год. Там оно изготавливается практически вручную. Узорчатое стекло заказывают в Казахстане, но производится оно в Европе и Украине. Стекло довольно дорогостоящий материал. По оценкам экспертов, один квадратный метр цветного сырья может обойтись студии порядка 70-200 долларов.
Технологии
Алексей рассказывает, что самые популярные стили витражей – классика, неоклассика или абстракция. Мастера алматинской арт-студии применяют классическую технологию «Тифани», которой уже более 200 лет. Еще один метод – технология холодной сварки. Ее мастера студии разрабатывали сами в течение нескольких лет.
«Процесс происходит так: сначала по готовым эскизам из стекла вырезаются детали, затем уже скрепляются одной из выбранных технологий. Первый - классический «Тифани». Это пайка оловом, где каждый кусочек стекла оборачивается медной фольгой, сопоставляется и пропаивается оловом. Это один из способов. У нас есть его авторская вариация, когда стекло между собой соединяется специальным полимерным составом. Эта технология называется холодной сваркой. В данном случае витраж получается прочнее, чем в классической технике «Тифани», и процесс не такой трудоемкий. Также эта технология стоит в разы дешевле, так как мы можем сэкономить на технике и материале, при этом остается тот же эстетичный вид», - поясняет арт-директор.
Еще одна новая технология, освоенная не так давно мастерами студии, – 3D-витраж, когда каждый элемент витража спекается. Такая техника относится к премиум-сегменту.
Самая простая технология изготовления витражей «Пескоструйное матирование» заказчику обойдется в 30 тыс. тенге за квадратный метр. Самая дорогая, «Тифани», с печеными элементами – 600 тыс. тенге за квадратный метр. Чаще всего заказывают комбинированную мозаику – 170 тыс. тенге за квадратный метр.
«В этом ремесле незаменим опыт сотрудников. Наши работают с нами по 10 лет, и они точно знают, как работать именно с этими материалами в определенной технике. Такой навык нарабатывается только с опытом, - добавляет собеседник. – По тенденциям развития рынка могу отметить, что если раньше люди были больше расположены к классическому стилю, то сейчас хотят больше изыска и индивидуальности».
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.