USD
495.20₸
-2.060
EUR
522.34₸
-2.870
RUB
4.94₸
-0.030
BRENT
74.10$
-0.190
BTC
97872.50$
+3623.800

Иностранные структуры для бизнеса: есть ли единый рецепт?

Ассоциированный партнер EY Салтанат Даулетова о рисках и правильном выходе бизнеса на зарубежные рынки

Share
Share
Share
Tweet
Share
Иностранные структуры для бизнеса: есть ли единый рецепт?- Kapital.kz

В эпоху глобализации и интеграции страны становятся взаимозависимыми в политическом и экономическом смысле. И Казахстан – не исключение. В основном такая интеграция сводится к тому, что РК фокусирует свое внимание на поставке минерального сырья, зерна и металлов, рассказала в интервью корреспонденту «Капитал.kz» ассоциированный партнер EY по налоговым и юридическим услугам Салтанат Даулетова. «Но в нашей беседе я бы хотела поговорить о компаниях из других секторов: IT-разработок, производства потребительских товаров, девелоперах, которые также нуждаются в выходе на международный рынок для расширения географии бизнеса, привлечения инвесторов или заемного финансирования», – добавляет она.

- Салтанат, какие стратегии выхода на внешние рынки в нынешних макроэкономических и геополитических условиях наиболее оптимальны для казахстанских компаний?

- В этом контексте почти всегда встает вопрос необходимости создания иностранной бизнес-структуры. В Казахстане бытует мнение, что наши компании уходят за рубеж для того, чтобы не платить налоги, но, на самом деле, это не так. В большинстве случаев построение бизнес-структуры с использованием иностранных компаний связано с коммерческой необходимостью, например, иностранные инвесторы или банки просят казахстанские компании создать структуру для усиления защитных механизмов посредством применения иностранного права (например, английского) или иностранного суда, так как судиться в Казахстане инвесторы пока не хотят. Конечно, налоговое планирование, один из существенных критериев при определении иностранной юрисдикции для создания компании, но оно, как правило, не является первостепенным, а скорее сопутствующим вопросом при ее создании. Если говорить исключительно про налоговое планирование, то Казахстан является достаточно привлекательной юрисдикцией для ведения бизнеса, так как у нас довольно низкие ставки налогов по сравнению с некоторыми европейскими странами, также имеется множество других льгот.

- Бизнесу из каких отраслей нашей экономики проще продвигаться на глобальном рынке?

- Я бы не делила бизнес на отрасли, потому что компания из любой сферы может выйти на глобальный уровень, главное – найти подходящую для этого страну по таким критериям, как наличие нужных специалистов, инфраструктуры, налоговых преференций, инвесторской базы.

- Проблемы, с которыми компании сталкиваются на внешнем рынке, трансформируются от юрисдикции к юрисдикции, но, возможно, есть универсальные, которые существуют на всех рынках?

- Да. Мир становится прозрачным и основная сложность для предпринимателей – научиться жить как под стеклом и быть готовыми к тому, что со стороны государства, партнеров, кредиторов могут возникать определенные запросы о раскрытии информации в отношении ведения бизнеса. Например, существует так называемый план действий BEPS, который был разработан ОЭСР и направлен на противодействие размыванию налогооблагаемой базы и перемещению прибыли в низконалоговые юрисдикции, а также стандарты автоматического обмена информацией о финансовых счетах (CRS).

Как вы знаете, было время, когда многие компании работали с офшорами для того, чтобы платить меньше налогов или чтобы информация по определенным сделкам не предоставлялась в государственные органы. Сейчас это уже перестает работать. Например, согласно стандартам автоматического обмена, к которым присоединился Казахстан, а также более 100 других стран мира, информацией о финансовых счетах должны будут делиться европейские банки. Это значит, что европейский банк в рамках CRS-стандартов будет периодически предоставлять информацию компетентным органам Казахстана, в случае если у данного банка будет обслуживаться гражданин РК.

— Это справедливо?

- Да, потому что, как я сказала, мир становится прозрачным, и каждая страна хочет, чтобы ее налогоплательщики платили причитающиеся данной стране налоги и не использовали ту или иную юрисдикцию для целей размывания налогооблагаемой базы.

- Государства понимают, что такая прозрачность пугает бизнес, поэтому чтобы как-то его успокоить принимают меры, например, такие как программа легализации в Казахстане?

- Да. Каждая иностранная юрисдикция имеет определенные регуляторные и налоговые послабления для целей стимулирования развития своего бизнеса и если компании будут соблюдать все установленные законом требования, то налоговые органы РК либо другой страны мира не будут иметь к ним каких-либо претензий. Основная цель регуляторов любой страны – законное использование предусмотренных государством льгот, включая налоговые. Одним из нововведений является MDR (Режим обязательного раскрытия информации) – это режим предоставления отчетности в отношении определенных трансграничных операций (структур). Возлагается эта обязанность на посредников (банки, сервисные компании, консультанты), то есть такие посредники должны предоставлять отчетность в отношении определенных трансграничных сделок, одной из сторон которых является резидент Европейского союза. Такая отчетность направляется уполномоченным органам страны посредника, в случае, например, если такая операция соответствует установленным критериям (hallmarks), свидетельствующим о возможном получении налогового преимущества.

- EY относится к этим консультантам?

- Вся «Большая четверка» и другие консультанты к ним относятся. Казахстанские компании сами по себе не являются субъектами такой отчетности, но если они, например, привлекают свои европейские офисы для предоставления консультации клиентам, то данные европейские офисы будут субъектами MDR и, соответственно, обязаны будут предоставить соответствующую отчетность компетентному органу своей страны, в случае если данная операция будет подпадать под установленные критерии. В компании EY есть специальные подразделения, которые тщательно анализируют запросы клиентов, а также предоставленные им консультации на предмет наличия или отсутствия критериев, дающих основание для предоставления отчетности в уполномоченные органы той или иной страны. В каждом конкретном случае используется индивидуальный подход.

- Возвращаясь к основной теме нашей беседы, если компания идет за рубеж с целью масштабировать бизнес, то каков будет минимальный размер затрат для нее?

- Все зависит от поставленных задач клиента и, конечно же, от юрисдикции. Даже в рамках одной иностранной юрисдикции цена содержания компании может варьироваться в зависимости от пожеланий клиента: от 10 тыс. евро в год до 100 тыс. (например, от качества и размера арендуемого офиса, количества и квалификации директоров, опыта консультантов и т.д.). Если взять Нидерланды, как одну из часто используемых юрисдикций для целей создания холдинговых компаний казахстанскими бизнес-группами, то эта страна с очень развитой инфраструктурой, профессиональными консультантами, администраторами, скорее всего, общая стоимость содержания компании в данной юрисдикции будет выше, чем например, на Кипре или в Польше.

Но если раньше можно было создать бизнес-структуру, которая будет работать 5 или более лет и при этом условия на рынке год за годом остаются стабильными, то сейчас такого уже нет. Все больше и больше стран мира пересматривают те или иные требования к своим налогоплательщикам. Евросоюз, например, с каждым годом ужесточает требования к экономическому присутствию компаний, что, конечно же, отражается на административных расходах по их содержанию.

Но я хочу отметить, что иногда, выслушав коммерческие цели и долгосрочные планы клиента, мы говорим, что ему не надо торопиться. Кто-то из клиентов говорит, что выход на международный рынок необходим, потому что в будущем планируется IPO или он планирует продать свой бизнес иностранному стратегическому инвестору. Но для IPO, возможно, понадобится провести подготовительную работу, что может занять 1-3 года (в зависимости от текущего состояния бизнеса), а для потенциальной продажи необходимо еще найти инвестора, у которого могут быть свои предпочтения относительно юрисдикций, поэтому мы рекомендуем подождать, привести свой бизнес «в порядок», а когда все подготовительные работы будут выполнены – еще раз совместно подумать, как выходить на международный рынок. Ведь вполне возможно, что через 2-3 года лучше всего будет выходить в совершенно иную юрисдикцию, нежели сейчас. Если несколько лет назад большинство казахстанских владельцев бизнеса использовали Нидерланды для целей выхода на международный рынок, то сегодня многие из них рассматривают также и другие юрисдикции в связи с недавними изменениями в международном налоговом законодательстве, например, в отношении минимальных требований к экономическому присутствию.

- Из ваших слов следует, что ответственный консультант не всегда подгоняет коней своего клиента, а иногда должен их придержать.

- Я считаю, что ответственный консультант всегда должен принимать во внимание долгосрочные цели клиента и тщательно обдумывать необходимость выхода на международный рынок в данный момент. И если клиент или его бизнес пока к этому не готовы – открыто сказать об этом. Зачастую инвестор диктует свои правила при выборе юрисдикции для совершения сделки, поэтому очень важно понимать, кто ваш инвестор и какие юрисдикции для него более удобны и приемлемы. А если вы пока не определились с потенциальным инвестором, то тем более не стоит торопиться с выходом на международные рынки, потому что потом придется перестраивать бизнес под определенного инвестора, а это сложнее и затратнее.

- Если говорить о масштабировании бизнеса, то для наших компаний какие рынки сейчас привлекательны?

— Это зависит от специфики бизнеса и коммерческих целей клиента. Не существует единого решения для всех клиентов. Для трейдинга часто используют Швейцарию, Сингапур, ОАЭ, потому что там развитая инфраструктура, для IT-компаний – Сингапур, Польшу, Украину, Израиль, где есть большое количество квалифицированных специалистов, а в остальном – каждый клиент решает самостоятельно, где и как он хочет вести свою бизнес-деятельность. Главное – не торопитесь регистрировать компании за рубежом, не определившись с планами и целями, а также не проконсультировавшись с квалифицированными специалистами. Это не так дорого и долго, как может показаться, но зато поможет сэкономить деньги и время.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.