Не так давно в России создали Центр учета переводов и интерактивных ставок (ЦУПИС). И теперь в Казахстане, ссылаясь на этот опыт, предлагают внедрить Центр учета ставок. Поговорив с российскими экспертами букмекерского рынка и ведущими российскими букмекерами, Ассоциация букмекеров Казахстана сделала свой анализ, чтобы понять, что такое ЦУПИС и можно ли его приравнивать к ЦУСу. Ниже краткий сравнительный анализ отличий между ЦУПИСом и ЦУСом:
ЦУПИС (Россия) | ЦУС (Казахстан) | |
Кто может его создать ? | Не менее 10 букмекерских контор вправе объединится и создать саморегулируемую организацию (СРО). Данное СРО вправе создать ЦУПИС. | Путем проведения конкурса («тендера») выбирается одна частная организация, которая будет выполнять функции ЦУСа. Ее назначает правительство, а исполнителем в проведении тендера будет министерство культуры и спорта. |
Есть ли монополия ? | В России действуют три СРО, и два ЦУПИСа. Предполагается, что третье СРО, созданное недавно субъектами букмекерского рынка тоже создаст третий ЦУПИС. Соответственно монополия на рынке отсутствует. | Да, предполагается создание только одного ЦУС, который будет монополистом на данном рынке учета ставок. |
Количество | Два ЦУПИСа с расширением до трех | Один ЦУС |
Право выбор для букмекеров, с кем работать | Да, существует выбор | Выбора нет |
Почему создан | В 2014 году в России была легализована возможность приема ставок в интернете, которые до этого момента были запрещены. Поэтому фискализация данных по онлайн-ставкам отсутствовала, и вместо фискализации был придуман ЦУПИС. | В Казахстане этот вопрос не стоит, в интернете ставки легальны с 2007 года. Фискализация данных по онлайн- и офлайн-ставкам осуществляется с 2016 года. Поэтому оснований для создания ЦУСа не имеется. |
Кого лишает бизнеса ? | Никого | 12 частных организаций, находящихся в реестре Министерства финансов, которые оказывает услуги фискализации ККМ, являющихся компьютерной системой, подключенных к АПК букмекеров. |
История с созданием ЦУПИСа
В 2014 году в России появилось понятие интерактивной ставки. Эти ставки клиент российского букмекера оформляет на его интернет-сайте. Каждая саморегулируемая организация (СРО) создала Центр учета переводов интерактивных ставок (ЦУПИС) на платформе банка или некоммерческой организации. ЦУПИС — посредник между онлайн-букмекером и игроком. Именно ЦУПИС принимает деньги от игрока и передает их букмекерской конторе. Он учитывает все операции и контролирует выплату подоходного налога, отчитываясь перед налоговой службой вместо букмекера.
Примечание: В Казахстане ситуация кардинально другая – букмекеры сами отчитываются перед налоговыми органами, сами производят расчет и оплату подоходного налога за клиентов, и сами несут полную ответственность по расчетам с бюджетом. Данная концепция взаимоотношений между букмекерами и налоговыми органами лежит в основе Налогового кодекса.
По словам директора букмекерской конторы «ФОН Бет» в Казахстане Александра Пястолова: «Закон о ЦУПИС приняли в 2014 году. Пока проекты ЦУПИС воплощались в жизнь, а это: закупка дорогих серверов, т. к. объемы информации о транзакциях довольно существенные, разработка программного обеспечения, тестирование и отладка функционала, заключения договоров с банками, платежными системами и букмекерскими конторами, выстраивание бизнес-процессов и взаимодействия; в России вышел закон об обязательном использовании букмекерами онлайн-касс с функцией фискализации, что букмекеры в кратчайшие сроки у себя реализовали. К моменту, когда ЦУПИСы заработали, а это начало 2016 года, та функция, которая была на них возложена, устарела, стала не нужна. Налоговые органы самостоятельно, имея доступ к онлайн-кассам букмекерских контор и фискальным данным, в режиме реального времени смогли увидеть все движение средств: как от клиента к букмекеру, так и от букмекера к клиенту. ЦУПИС – это атавизм, который утяжеляет ведение бизнеса и не приносит никакой пользы государству».
Изначально предполагался монополизм, то есть в России хотели создать только один ЦУПИС на базе одного СРО. Однако рыночные механизмы возобладали, и в 2016 году было создано второе СРО (сейчас их три) и второй ЦУПИС (первый на 40% принадлежал владельцам букмекерских контор, второй — создан на базе Qiwi). Право принимать интерактивные ставки получили 17 компаний.
Налоги
Изменило ли это ситуацию с улучшением налогообложения? По мнению аналитиков, не изменило. По оценке «Рейтинга букмекеров», в 2017 году на теневой сектор пришлось 40% рынка – 274 млрд рублей. То есть если кто-то не хочет регистрировать ставки в ЦУПИСе, то он и не будет это делать, что подтверждается 40% теневым рынком, который, наоборот, вырос после введения ЦУПИСа.
Российские игроки, как отмечают СМИ, видят преимущества нелегальных букмекеров в том, «что на их сайте гораздо проще зарегистрироваться (у лицензированных это обычно сложная процедура, включающая в себя фотографию с паспортом в руках и посещением специального центра ставок), а главное — не нужно платить 13%-ный налог, который зарегистрированными конторами автоматически вычитается из каждого выигрыша (в то же время нет никаких гарантий выплаты выигрыша)».
А еще во времена царствования ЦУПИС могут происходить такие интересные коллизии. Далее – цитата из материала РБК (https://www.rbc.ru/magazine/2018/10/5ba2a8fe9a7947d4ea25a317)
«У Betcity при выручке 18 млрд руб. работает около 200 пунктов приема ставок в России, рассказал журналу РБК директор отраслевого портала «Рейтинг букмекеров» Араик Тонян. У «Лиги ставок»— 751 пункт приема ставок (при обороте 11,9 млрд), у «Балтбета» — 515 пункт приема ставок (при обороте 10,9 млрд)». Betcity не входит и в число самых популярных компаний по приему ставок онлайн: в 2016-м через нее делали ставки лишь 12% российских онлайн-игроков. Однако, исходя из данных ЦУПИСа, данная компания занимает первое место по выручке среди всех букмекеров России. Как видно выше, разница между прибылью и количеством пункта приемов ставок заметна. И никакой ЦУПИС ясности в этот вопрос не внес.
Почему же нельзя повторять российский опыт и создавать Центр учета ставок?
Директор букмекерской конторы «ФОН Бет» в Казахстане Александр Пястолов подвел краткое резюме неэффективной работы ЦУПИСа в России:
- Букмекер зависит от ЦУПИС в технической части. Если сервера ЦУПИС дают сбой, букмекер не может совершать никакие денежные операции и регистрировать новых клиентов. Простой всей отрасли также сказывается на государстве, т. к. оно за время простоя недополучает налоги со всех букмекеров.
- Букмекер зависит от ЦУПИС в выборе платежных систем. Букмекер не может самостоятельно выбрать платежную систему, с которой хочет работать и договориться по коммерческим условиям. Пока ЦУПИС не проинтегрирован с конкретной платежной системой, будь то банковский эквайринг с необходимым набором функционала для оплаты с карт, или электронные кошельки, терминалы; букмекер не имеет право предложить эти способы оплаты и получения выигрыша клиентам. Заявку на подключение новых платежных систем ЦУПИС рассматривает самостоятельно, на основании своих собственных приоритетов в разработке. Учитывая то, что техническая разработка платформы ЦУПИС это довольно сложная задача, и реализовывалась она довольно быстрыми темпами, то требования бизнеса и приоритеты в разработке ЦУПИС были разными. Сейчас все букмекеры в Казахстане имеют прямые интеграции с теми платежными системами, которые они для себя выбрали. Если возникают какие-то разногласия, то букмекер всегда может поменять партнера. В случае с ЦУПИС это будет сделать невозможно. Если закон с ЦУС будет принят, то букмекерам необходимо будет снова тратить свои ресурсы на то, что уже и так работает. Это дополнительные расходы.
- ЦУПИС отягощает дополнительными комиссиями увеличивая общие расходы бизнеса, при этом не оказывая абсолютно никаких услуг, приносящих дополнительную стоимость бизнесу. В Казахстане, помимо этого, и так довольно большое количество налогов и высокие ставки по ним. С вводом ЦУС они еще существенно увеличиваются. Это будет способствовать уходу отрасли в серую зону. Плюс ко всему, открываются большие возможности для недобросовестной конкуренции и коррупции.
- ЦУПИС никак не помогает, а даже усложняет государству отслеживать финансовые потоки букмекеров и клиентов, так как государство пользуется другим эффективным инструментом для мониторинга и контроля работы букмекерских контор – онлайн-кассами с фискализацией. Проведение транзакций через ЦУПИС всегда происходит с временным лагом по их учету. Реестры букмекера, операторов ОФД и ЦУПИС всегда расходятся.
- ЦУПИС не имеет никаких инструментов для борьбы с лудоманией. Информация, которой он обладает, никак не способствует тому, чтобы бороться с этой зависимостью. Бороться с этим пороком можно только при взаимодействии участников отрасли, государства и общественности, вырабатывая правила ответственной игры и социальной ответственности бизнеса.
Частный случай
Первые лица Казахстана постоянно подчеркивают, что одна из важнейших задач, стоящих перед страной, – сокращение влияния государства на частный бизнес. Но в случае с упомянутым Центром учета ставок очевидно, что здесь преследуются другие цели: с помощью изменения законов создать частную структуру-посредника, который вольется в успешно созданный и функционирующий бизнес. Как это коррелируется с заявлениями о том, что «частникам» в нашей стране надо помогать, а не мешать, не совсем понятно.
Выводы
Участники рынка задаются вопросом: если компания-посредник не способна бороться с теневым рынком, то, может, стоит оставить частникам самим разбираться со своим бизнесом? Тем более что букмекерские конторы в Казахстане – один из самых контролируемых и регулируемых бизнесов, утверждают они. Бизнесмены выполняют все требования: установили контрольно-кассовые машины, работают с помощью АПК, выплачивают налоги и вкладываться в развитие спорта.