USD 388.81₸ ↑ +0.110
EUR 429.01₸ ↑ +0.310
RUB 6.08₸
BRENT 62.06$ ↓ -0.190
BTC 8802.01$ ↑ +0.003
ETH 187.33$ ↑ +0.007
LTC 61.73$ ↑ +0.005
Курсы валют в Казахстане
Новости Казахстана - Капитал.кз
ГлавнаяБизнесПоддержит ли Парламент посредников? Бизнес 22.10.2019 · 15:00

Поддержит ли Парламент посредников?

Какой опыт России следует учесть Казахстану

Не так давно в России создали Центр учета переводов и интерактивных ставок (ЦУПИС). И теперь в Казахстане, ссылаясь на этот опыт, предлагают внедрить Центр учета ставок. Поговорив с российскими экспертами букмекерского рынка и ведущими российскими букмекерами, Ассоциация букмекеров Казахстана сделала свой анализ, чтобы понять, что такое ЦУПИС и можно ли его приравнивать к ЦУСу. Ниже краткий сравнительный анализ отличий между ЦУПИСом и ЦУСом:

ЦУПИС (Россия)

ЦУС (Казахстан)

Кто может его создать ?

Не менее 10 букмекерских контор вправе объединится и создать саморегулируемую организацию (СРО). Данное СРО вправе создать ЦУПИС.

Путем проведения конкурса («тендера») выбирается одна частная организация, которая будет выполнять функции ЦУСа. Ее назначает правительство, а исполнителем в проведении тендера будет министерство культуры и спорта.

Есть ли монополия ?

В России действуют три СРО, и два ЦУПИСа. Предполагается, что третье СРО, созданное недавно субъектами букмекерского рынка тоже создаст третий ЦУПИС. Соответственно монополия на рынке отсутствует.

Да, предполагается создание только одного ЦУС, который будет монополистом на данном рынке учета ставок.

Количество

Два ЦУПИСа с расширением до трех

Один ЦУС

Право выбор для букмекеров, с кем работать

Да, существует выбор

Выбора нет

Почему создан

В 2014 году в России была легализована возможность приема ставок в интернете, которые до этого момента были запрещены. Поэтому фискализация данных по онлайн-ставкам отсутствовала, и вместо фискализации был придуман ЦУПИС.

В Казахстане этот вопрос не стоит, в интернете ставки легальны с 2007 года.

Фискализация данных по онлайн- и офлайн-ставкам осуществляется с 2016 года. Поэтому оснований для создания ЦУСа не имеется.

Кого лишает бизнеса ?

Никого

12 частных организаций, находящихся в реестре Министерства финансов, которые оказывает услуги фискализации ККМ, являющихся компьютерной системой, подключенных к АПК букмекеров.

История с созданием ЦУПИСа

В 2014 году в России появилось понятие интерактивной ставки. Эти ставки клиент российского букмекера оформляет на его интернет-сайте. Каждая саморегулируемая организация (СРО) создала Центр учета переводов интерактивных ставок (ЦУПИС) на платформе банка или некоммерческой организации. ЦУПИС — посредник между онлайн-букмекером и игроком. Именно ЦУПИС принимает деньги от игрока и передает их букмекерской конторе. Он учитывает все операции и контролирует выплату подоходного налога, отчитываясь перед налоговой службой вместо букмекера.

Примечание: В Казахстане ситуация кардинально другая – букмекеры сами отчитываются перед налоговыми органами, сами производят расчет и оплату подоходного налога за клиентов, и сами несут полную ответственность по расчетам с бюджетом. Данная концепция взаимоотношений между букмекерами и налоговыми органами лежит в основе Налогового кодекса.

По словам директора букмекерской конторы «ФОН Бет» в Казахстане Александра Пястолова: «Закон о ЦУПИС приняли в 2014 году. Пока проекты ЦУПИС воплощались в жизнь, а это: закупка дорогих серверов, т. к. объемы информации о транзакциях довольно существенные, разработка программного обеспечения, тестирование и отладка функционала, заключения договоров с банками, платежными системами и букмекерскими конторами, выстраивание бизнес-процессов и взаимодействия; в России вышел закон об обязательном использовании букмекерами онлайн-касс с функцией фискализации, что букмекеры в кратчайшие сроки у себя реализовали. К моменту, когда ЦУПИСы заработали, а это начало 2016 года, та функция, которая была на них возложена, устарела, стала не нужна. Налоговые органы самостоятельно, имея доступ к онлайн-кассам букмекерских контор и фискальным данным, в режиме реального времени смогли увидеть все движение средств: как от клиента к букмекеру, так и от букмекера к клиенту. ЦУПИС – это атавизм, который утяжеляет ведение бизнеса и не приносит никакой пользы государству».

Изначально предполагался монополизм, то есть в России хотели создать только один ЦУПИС на базе одного СРО. Однако рыночные механизмы возобладали, и в 2016 году было создано второе СРО (сейчас их три) и второй ЦУПИС (первый на 40% принадлежал владельцам букмекерских контор, второй — создан на базе Qiwi). Право принимать интерактивные ставки получили 17 компаний.

Налоги

Изменило ли это ситуацию с улучшением налогообложения? По мнению аналитиков, не изменило. По оценке «Рейтинга букмекеров», в 2017 году на теневой сектор пришлось 40% рынка – 274 млрд рублей. То есть если кто-то не хочет регистрировать ставки в ЦУПИСе, то он и не будет это делать, что подтверждается 40% теневым рынком, который, наоборот, вырос после введения ЦУПИСа.

Российские игроки, как отмечают СМИ, видят преимущества нелегальных букмекеров в том, «что на их сайте гораздо проще зарегистрироваться (у лицензированных это обычно сложная процедура, включающая в себя фотографию с паспортом в руках и посещением специального центра ставок), а главное — не нужно платить 13%-ный налог, который зарегистрированными конторами автоматически вычитается из каждого выигрыша (в то же время нет никаких гарантий выплаты выигрыша)».

А еще во времена царствования ЦУПИС могут происходить такие интересные коллизии. Далее – цитата из материала РБК (https://www.rbc.ru/magazine/2018/10/5ba2a8fe9a7947d4ea25a317)

«У Betcity при выручке 18 млрд руб. работает около 200 пунктов приема ставок в России, рассказал журналу РБК директор отраслевого портала «Рейтинг букмекеров» Араик Тонян. У «Лиги ставок»— 751 пункт приема ставок (при обороте 11,9 млрд), у «Балтбета» — 515 пункт приема ставок (при обороте 10,9 млрд)». Betcity не входит и в число самых популярных компаний по приему ставок онлайн: в 2016-м через нее делали ставки лишь 12% российских онлайн-игроков. Однако, исходя из данных ЦУПИСа, данная компания занимает первое место по выручке среди всех букмекеров России. Как видно выше, разница между прибылью и количеством пункта приемов ставок заметна. И никакой ЦУПИС ясности в этот вопрос не внес.

Почему же нельзя повторять российский опыт и создавать Центр учета ставок?

Директор букмекерской конторы «ФОН Бет» в Казахстане Александр Пястолов подвел краткое резюме неэффективной работы ЦУПИСа в России:

  • Букмекер зависит от ЦУПИС в технической части. Если сервера ЦУПИС дают сбой, букмекер не может совершать никакие денежные операции и регистрировать новых клиентов. Простой всей отрасли также сказывается на государстве, т. к. оно за время простоя недополучает налоги со всех букмекеров.
  • Букмекер зависит от ЦУПИС в выборе платежных систем. Букмекер не может самостоятельно выбрать платежную систему, с которой хочет работать и договориться по коммерческим условиям. Пока ЦУПИС не проинтегрирован с конкретной платежной системой, будь то банковский эквайринг с необходимым набором функционала для оплаты с карт, или электронные кошельки, терминалы; букмекер не имеет право предложить эти способы оплаты и получения выигрыша клиентам. Заявку на подключение новых платежных систем ЦУПИС рассматривает самостоятельно, на основании своих собственных приоритетов в разработке. Учитывая то, что техническая разработка платформы ЦУПИС это довольно сложная задача, и реализовывалась она довольно быстрыми темпами, то требования бизнеса и приоритеты в разработке ЦУПИС были разными. Сейчас все букмекеры в Казахстане имеют прямые интеграции с теми платежными системами, которые они для себя выбрали. Если возникают какие-то разногласия, то букмекер всегда может поменять партнера. В случае с ЦУПИС это будет сделать невозможно. Если закон с ЦУС будет принят, то букмекерам необходимо будет снова тратить свои ресурсы на то, что уже и так работает. Это дополнительные расходы.
  • ЦУПИС отягощает дополнительными комиссиями увеличивая общие расходы бизнеса, при этом не оказывая абсолютно никаких услуг, приносящих дополнительную стоимость бизнесу. В Казахстане, помимо этого, и так довольно большое количество налогов и высокие ставки по ним. С вводом ЦУС они еще существенно увеличиваются. Это будет способствовать уходу отрасли в серую зону. Плюс ко всему, открываются большие возможности для недобросовестной конкуренции и коррупции.
  • ЦУПИС никак не помогает, а даже усложняет государству отслеживать финансовые потоки букмекеров и клиентов, так как государство пользуется другим эффективным инструментом для мониторинга и контроля работы букмекерских контор – онлайн-кассами с фискализацией. Проведение транзакций через ЦУПИС всегда происходит с временным лагом по их учету. Реестры букмекера, операторов ОФД и ЦУПИС всегда расходятся.
  • ЦУПИС не имеет никаких инструментов для борьбы с лудоманией. Информация, которой он обладает, никак не способствует тому, чтобы бороться с этой зависимостью. Бороться с этим пороком можно только при взаимодействии участников отрасли, государства и общественности, вырабатывая правила ответственной игры и социальной ответственности бизнеса.

Частный случай

Первые лица Казахстана постоянно подчеркивают, что одна из важнейших задач, стоящих перед страной, – сокращение влияния государства на частный бизнес. Но в случае с упомянутым Центром учета ставок очевидно, что здесь преследуются другие цели: с помощью изменения законов создать частную структуру-посредника, который вольется в успешно созданный и функционирующий бизнес. Как это коррелируется с заявлениями о том, что «частникам» в нашей стране надо помогать, а не мешать, не совсем понятно.

Выводы

Участники рынка задаются вопросом: если компания-посредник не способна бороться с теневым рынком, то, может, стоит оставить частникам самим разбираться со своим бизнесом? Тем более что букмекерские конторы в Казахстане – один из самых контролируемых и регулируемых бизнесов, утверждают они. Бизнесмены выполняют все требования: установили контрольно-кассовые машины, работают с помощью АПК, выплачивают налоги и вкладываться в развитие спорта.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.