За последние четыре года в сфере предпринимательства произошли серьезные изменения. Из-за того, что в большей степени поддержка оказывалась крупному бизнесу, погибло много субъектов микробизнеса, в частности исчезла стихийная торговля, считает руководитель проекта «Жаскәсіпкер» и «Бастау» Куанышбек Ерниязов. По данным управления предпринимательства Алматы, доля МСБ в экономике города составила 40,2% с января по март 2019 года. Количество активно действующих субъектов МСБ на 1 сентября 2019 года достигло 186 575 тыс. Это на 16 590 тыс. больше в сравнении с 2017 годом. О том, в каких районах Алматы лучше всего начинать бизнес и по каким критериям выбирать локацию Куанышбек Ерниязов рассказал корреспонденту «Капитал.kz».
Перспективные районы
Перед открытием бизнеса нужно обращать внимание на развитие инфраструктуры района. Например, в большей части Наурызбайского, Турксибского, Жетесуского и Алатауского районов инфраструктура не развита, что дает много пространства для открытия новых ниш. Поэтому начинающим предпринимателям мы особо рекомендуем обратить на них внимание. Инфраструктура там только развивается – строятся новые дома, дороги, парки. Конкуренция там пока находится на минимальном уровне, нежели в Алмалинском, Бостандыкском и Медеуском районах города.
Сейчас мы проводим маркетинговое исследование во всех районах Алматы, выясняем, в каких из них существует дефицит определенного вида бизнеса, осуществляем комплексный анализ, изучаем транспортные и пешеходные потоки. Акимат проводит инвентаризацию помещений. В нижней части города будут открываться новые торговые дома для микробизнеса по выгодным условиям. Мы также рекомендуем бизнесу развиваться в формате франшизы. Сейчас это направление пользуется успехом. Аналогичный скрининг проводим во всех районных центрах страны, аулах, городах республиканского значения, моногородах. НПП «Атамекен» совместно с акиматом разработали программу «Алматы бизнес-2025». Ее основная цель – комплексная поддержка малого и среднего бизнеса. Создается определенная инфраструктура, для того чтобы микро-, малый и средний бизнес чувствовали себя комфортно.
Профиль торговой точки – магазин
К каждому бизнесу нужен особый подход. Прежде чем открыть магазин, сначала определитесь с форматом. А они бывают разные – гипермаркет, средний маркет и магазин у дома. Специфика рынка показывает, что сейчас в большей степени спросом пользуются магазины у дома. Несмотря на то, что за последние 10 лет появилось много больших сетей, они переформатируются в маленькие магазинчики. Открывая магазин у дома, важно смотреть на район и покупательскую способность его жителей. Выбирая локацию, обращайте внимание на наличие конкурентов. В новых микрорайонах их может быть немного или не быть вообще. В действующем нужно наблюдать тенденцию, смотреть, сколько магазинов есть в том или ином районе. Чем меньше магазин, тем меньше зона его влияния. Но бывает и так, что в жилом комплексе могут комфортно существовать 3-4 мини-маркета. Это говорит о том, что у каждого из них есть своя клиентура. Бывает, что в старом районе открывается три магазина подряд, и два из них позже закрываются.
На что нужно обратить внимание?
Пик продаж у магазинов приходится на время после 6 вечера. Загруженность определенного места можно определить по номеру чека. Изучив эти базовые вещи, смотрите на помещение – на первой или второй линии оно находится? То есть внутри двора или вдоль улицы? Конечно, приоритет всегда отдается первой линии. Это позволяет охватить не только покупателей из ЖК, но и проходящих мимо людей. Чтобы знать, насколько улица проходима, нужно измерить пешеходный трафик за день. Кроме того, нужно знать, сколько людей проходит в этом месте в течение часа днем, в обед и вечером. Так же измеряется автомобильный трафик. Важную роль играет наличие рядом парковки, для Алматы это особенно актуально. Во многих местах она либо платная, либо ее нет вообще. Из-за проблем с парковкой на некоторых улицах мы наблюдаем тенденцию, что бизнес перекочевал с районов старого города, к примеру в Алмагуль, где нет проблем с паркингом.
Определенную роль играют технические моменты магазина: его площадь, витражные там окна или обычные, как висит вывеска. Соответственно, чем больше магазин, тем большую зону влияния он имеет. В условиях Алматы рядом могут спокойно существовать и два магазина. Тут вопрос в сосредоточении населения. Если мы учитываем благосостояние района, покупательскую способность его жителей, местоположение, наличие парковки, то даже если есть большой гипермаркет, это не помешает открыть рядом с ним небольшой, специализированный магазин. Тенденция показывает, что специфичного товара может не оказаться на полке гипермаркета. Поэтому, расположившись рядом с большим игроком, можно зацепить его клиентов. Из-за большого количества людей конверсия только вырастет.
Профиль торговой точки – общепит
Сначала определитесь с форматом заведения. Это может быть стрит-ретейл, бургерная или кофейня. Исходя из этого, найдите место, где может находиться ваш потенциальный клиент. Не рекомендуется открывать заведения в новых торговых центрах, потому что нельзя знать наверняка, какая там будет проходимость. Но при этом арендная ставка в таком месте будет высокая.
Исходя из концепта, нужно искать, в каком месте будет сосредоточение ваших клиентов. Если это формат ресторана, то надо открываться в благосостоятельном районе. Очевидно, что ресторан должен находиться на первой линии, а не где-то во дворе. Важную роль играют наличие парковки, строение здания, квадратура, автомобильный и пешеходный трафик.
Чтобы привлечь к себе клиентов, многие кафе и рестораны проводят коллаборацию с известными вайнерами или блогерами и называют заведение их именем. Сегодня определенная личность превращается в бренд. Тенденция рынка – это Humanto Human, когда люди идут к людям. И если у вас сильный бренд, то люди будут приезжать к вам даже в пригород.
Если смотреть объективно, то в Алматы можно открывать бизнес любой направленности, и он пойдет. Сейчас активно развивается формат стрит-ретейла и кофеен. Улицы специально переориентируются под этот формат, тот же Арбат. Там очень высокий пешеходный трафик, и арендная ставка переваливает за миллион. Главное – найти своего клиента и ориентироваться на него.