Как известно, fashion-индустрия занимает второе место в мире по загрязнению окружающей среды. В связи с этим мировая индустрия моды активно трансформируется в сторону sustainable fashion/textile, то есть устойчивого развития. Насколько данное экологичное направление востребовано на рынке и является ли оно экономически выгодным, корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz рассказала соучредитель российского консалтингового агентства Fashion Consulting Group Ануш Гаспарян.
По ее утверждению, нелимитированная эксплуатация природы приобрела масштабы экологической катастрофы, и индустрия моды – это один из самых жестоких эксплуататоров. Например, на производство одной футболки затрачивается 2,7 тыс. литров воды, в то время как в среднем человек потребляет такое же количество воды в течение 900 дней.
«Производство вещей из более дешевых материалов также небезопасно для окружающей среды из-за выбросов закиси азота, микропластика, на который расщепляются некоторые синтетические ткани. Поэтому тема устойчивого развития моды сегодня является обязательной повесткой в международной индустрии, в том числе российской», - отмечает Ануш Гаспарян.
Так, 32 крупнейших игрока глобального fashion рынка, от Kering до Inditex, подписали экологическое соглашение Fashion Pact. Согласно документу к 2030 году компании намереваются полностью исключить одноразовый пластик из цепочки производства и перевести ключевые процессы на возобновляемую энергию.
«К счастью, мы и в России уже можем наблюдать реальные проекты, поддерживающие концепцию sustainable fashion. К ним можно отнести секонд-хенд-стартапы, такие как Second Friends Store, Vintage voyage, бренды одежды и аксессуаров из переработанного сырья, например Ochis Coffee (оправы для очков из кофейной гущи), Jeans Revision (вещи из переработанной джинсы, бренды одежды из натурального сырья (лен, хлопок) и т. д.», - констатирует эксперт модной индустрии.
Встречаются отдельные инициативы и у крупных fashion-ретейлеров. Российская обувная сеть Rendez-Vous инициировала проект по переработке обуви в сотрудничестве с Дмитровским заводом РТИ, специализирующимся на переработке автомобильных покрышек.
«Конечно, это лишь начало, и реальная устойчивая мода требует изменений во всей цепочке поставок, начиная от того, насколько экологично произведено сырье, заканчивая экологичной утилизацией конечного продукта», - поясняет она.
Тем не менее возникает вопрос: может ли экологичное производство быть рентабельным? Ануш Гаспарян считает, что любой проект станет прибыльным, если грамотно выстроить маркетинг и управленческие процессы. «Сегодня уже очевидно, что есть запрос потребителя на тему экологии и ЗОЖ, то есть общество открыто к идеям и инициативам, связанным с заботой об окружающей среде», - говорит эксперт.
По ее словам, проекты в сегменте устойчивой моды могут быть инвестиционно емкими, так как часто в их основе лежат технологические разработки – машинное обучение, ИИ, блокчейн и т. д. «Сейчас в такие проекты активно вкладываются крупные холдинги типа LVMH, есть определенная поддержка подобных разработок и в России со стороны крупных технологических компаний, которые, в свою очередь, способны «раскачать» сегмент», - добавляет Ануш Гаспарян.