Авторский дизайн: есть ли спрос?
Секреты создания правильного интерьера
Спрос на услуги дизайнеров неуклонно растет. По мнению участников рынка, этому способствуют рост благосостояния населения и увеличение темпов строительства жилой недвижимости. Так, по данным Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК, за 7 месяцев этого года в республике введено в эксплуатацию 6,5 млн кв. м жилья. А значит, этим квадратам когда-то нужен будет ремонт. Какие интерьеры нынче в моде у казахстанцев, о специфике работы в этом бизнесе и секретах создания правильного интерьера корреспонденту «Капитал.kz» рассказала одна из самых востребованных дизайнеров в Алматы Дина Жанибекова.
– Дина, развит ли рынок дизайнерских услуг в Казахстане?
– Рынок дизайнерских услуг в стране относительно молод. Но, несмотря на это, он развивается достаточно быстрыми темпами. И тому подтверждение – усиление конкуренции в этой сфере. Точной статистикой я, к сожалению, не располагаю, но скажу так: в Алматы работающих дизайнеров стало в 2 раза больше, чем еще 5 лет назад.
– Насколько сегодня востребованы услуги дизайнеров?
– Сейчас все больше людей понимают, что правильнее всего делать ремонт с дизайнером, тем самым сэкономив время и нервы. Профессиональный дизайнер максимально эффективно спроектирует планировку вашего помещения и, что не менее важно, поможет просчитать бюджет на ремонт. Если раньше дизайн-проекты в основном заказывали состоятельные граждане, то сегодня они по карману и людям со средним достатком. Возросший спрос на услуги дизайнеров свидетельствует о том, что повышается уровень профессионализма в этой сфере и уже формируется рынок, который еще находится на стадии становления по сравнению с более развитыми странами.
– Когда вы решили стать дизайнером интерьеров?
– Я начала рисовать в 3 года, но дизайнером интерьеров решила стать в старших классах средней школы. Сначала я с отличием окончила инженерный факультет в КазГАСА, потом в этом же вузе получила второе высшее образование по специальности «дизайн архитектурной среды». На первых порах я работала в профессиональных дизайн-студиях. Узнав рынок и набравшись опыта, ушла в свободное плавание. Мне всегда хотелосьвести весь процесс самостоятельно, как говорится, от и до. Для меня важно видеть результат, а не только «фантазировать» на бумаге или экране ноутбука. Не последнюю роль сыграла и финансовая сторона вопроса: доход дизайнера, работающего на себя, зависит от его работоспособности и таланта, а в студии каждый делал свою работу и получал фиксированную зарплату.
– Сколько дизайн-проектов вы уже реализовали и какие из них запомнились больше всего?
– Я стараюсь работать с проектами с нуля и доводить до финальной реализации. Поэтапно это выглядит так: знакомство с объектом, замеры, фотофиксация, разработка дизайн-проекта, ремонт, завершающая стадия – декорирование. В год я реализую от 5 до 10 дизайн-проектов. Обычно запоминаются объемные работы. Как правило, чем больше труда вложено в объект, тем дольше он остается в памяти. Немаловажную роль играют доверие и хорошие отношения с заказчиками – тогда получается максимально точно воплотить задуманное. Мне кажется, самый интересный проект – следующий, с каждым новым проектом в голове больше идей и, естественно, больше практического опыта, что расширяет возможности проектирования.
– На что вы ориентируетесь при разработке очередного проекта?
– Главная задача дизайнера – создать максимально комфортный интерьер с учетом всех потребностей клиента. Поэтому в первую очередь я ориентируюсь на пожелания заказчика. Второй момент – располагаемое пространство. Поскольку именно от него в конечном счете зависит итоговый результат дизайна.
– Сколько времени уходит на реализацию проекта под ключ?
– Если это квартира площадью от 100-200 кв. м, то реализация проекта под ключ, включая подбор текстиля и декора, в среднем занимает полгода. Если дом – от года и более. Даже при наличии ответственной строительной бригады стройка и внутренняя отделка помещения требуют как минимум 3-4 месяца.
– Что вас вдохновляет?
– Вдохновляет абсолютно все. Бывает, видишь необычные обои или коллекцию керамической плитки и сразу представляешь, как их красиво можно использовать. Порой даже текстиль дает интересную идею, то есть подбираю для текущего дизайна, а в голове складывается концепция другого, еще не существующего проекта. Много идей приходит во время путешествий, посещения выставок и чтения специальной литературы.
– С какими проектами вам, как дизайнеру, интереснее работать: с жилыми пространствами или с коммерческими помещениями?
– Раньше было интересно работать с бизнес-центрами и с заведениями общественного питания. Сейчас я от них отошла, потому что там, как правило, сжатые сроки и небольшие бюджеты. В дизайн коммерческих помещений сегодня не вкладывают много денег. Видимо, сказываются кризис и волатильность тенге. На данный момент для меня гораздо больший интерес представляет работа над жилыми интерьерами, где своя специфика, задачи и ограничения, но в то же время можно проработать каждую деталь и добиться целостной картинки и ощущения уюта и комфорта, привнося радость и удовлетворение в жизнь моих заказчиков. Ведь именно дом – это место, где мы проводим больше всего времени.
– На какие детали интерьера вы, как профессионал, обращаете внимание в первую очередь и почему?
– Первое, что определяет помещение, – его планировка. Если она грамотная, то можно порадоваться за хозяев жилища. Если нет, то стараешься исправить недочеты. Помимо эстетики, в пространстве должны быть грамотно спланированы все коммуникации и эргономично расставлена мебель. Не менее важно, чтобы квартира хорошо инсолировалась, то есть в ней должно быть достаточно света.
– Какие самые распространенные ошибки при оформлении интерьера вы можете выделить?
– Самая популярная ошибка – выбор цветовой гаммы. Люди выбирают слишком яркие обои, разноцветные фактуры и используют их не как акцент, а как фон. В результате вся комната потом пестрит. Или применяют какой-то цвет, не задумываясь о том, как он будет на них действовать в дальнейшем. Например, не всем подойдет красный в спальне: он слишком активный и для зоны сна мало подходит.
Вторая ошибка – экономить на главных составляющих ремонта: пол, двери, окна, сантехника. Лучше подкопить и сразу сделать хорошего качества, чем потом переделывать. Также к распространенным ошибкам можно отнести плохо продуманное освещение и пересечение траекторий открывания дверей.
– Какие тренды на рынке дизайна сегодня особенно актуальны? Какое стилевое направление импонирует лично вам?
– В тренде использование экологичных материалов и минимальное количество декора. Все очень нейтральное и гармоничное. Сегодня люди отдают предпочтение спокойным белым пространствам с большими окнами. Ничего яркого и кричащего, потому как жизнь и так слишком интенсивна и полна стрессов. Лично я люблю дизайн в стиле контемпорари, то есть минимализм во всем. Мне близки интерьеры с такой концепцией. Правда, у нас они не очень популярны.
– Дина, а какие интерьеры в моде у казахстанцев?
– Большой популярностью у заказчиков пользуются современный стиль и мягкая классика. Также в Казахстане очень много любителей барочной классики и стиля luxury – это современные интерьеры с большим количеством лепного декора, золота и зеркал.
– Можно ли при ограниченном бюджете создать модный интерьер?
– При небольшом бюджете оптимальный вариант – скандинавский стиль. Он позволяет использовать недорогие материалы и текстуры, но при этом важно не уйти в дешевизну. Дизайнерский ремонт сразу виден, в нем все сбалансировано: есть акценты, присутствует контраст, не бывает случайных линий или форм. Когда работает профессионал, в интерьере всегда понятно, что, зачем и ради чего.
– Расскажите, как проходит ваша работа с клиентом.
– Все начинается с первой встречи, где мы обсуждаем объем, сроки и стиль будущего интерьера. Далее я готовлю коммерческое предложение и отправляю клиенту. Если его все устраивает, вторая стадия – подписание договора и предоплата в размере 50%. Это обязательное условие, так как мой предыдущий опыт показал, что если начинать проект без предоплаты, то оплаты можно и вовсе не дождаться. Третий этап: обмеры, перепланировка, 3D-визуализация и рабочие чертежи. Только после согласования проекта с заказчиком начинается его реализация.
– Какой этап работы над проектом приносит вам максимальное удовольствие?
– Все этапы работы над проектом интересны. Но наибольшее удовольствие я получаю во время декорирования помещения, когда завершены черновые работы и можно увидеть результат своего труда.
– Как потенциальные клиенты узнают о вас?
– Сегодня приток клиентов обеспечивают Instagram и сарафанное радио. Как правило, заказчики выбирают того дизайнера, чье портфолио совпадает с их взглядами в части обустройства жилья. Современные заказчики знают чего хотят, у них сформирован вкус. Ко мне в основном приходят люди, с которыми мы находимся на одной волне. Они идут не в некую дизайн-студию, а приходят именно к дизайнеру Дине Жанибековой, чтобы я разработала для них проект. Сейчас у меня есть несколько помощников, тем не менее разработка дизайн-проекта, подбор материалов, концептуальные решения, выезд на объекты полностью на мне.
– Что бы вы могли посоветовать начинающим дизайнерам?
– Во-первых, делать упор на технические знания – желательно получить диплом в специализированном высшем учебном заведении. Если в вузе выучиться возможности нет, то помогут школы дизайна. Существует много тематической литературы, которую можно изучать самостоятельно. Сначала нужно набраться опыта и собрать портфолио, а потом уже говорить: «Я дизайнер!» Ведь заказчики выбирают специалиста не по 3D-картинкам, а по портфолио реализованных работ. Во-вторых, нужно посещать специализированные выставки, больше путешествовать и обогащаться новыми впечатлениями. Дизайнер должен знать все нюансы и самые последние разработки в этой сфере. Только так вы будете в тренде и сможете отстоять свой профессионализм в глазах заказчика.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.